Театральный отряд милосердия

05.09.2016

Первого сентября в Пермском академическом Театре-Театре прошла благотворительная акция пермской студии творческого развития детей «Оперение» Благотворительного Фонда Константина Хабенского. Учащиеся представили свои постановки, а все полученные средства пошли на лечение детей с тяжелыми заболеваниями головного мозга. Событие посетил сам Константин Хабенский. «Арт-журналистика» узнала, чем юные актеры удивили на этот раз.

Школа-студия Константина Хабенского — это уникальное место не только для самореализации, но и для возможности почувствовать себя причастным к большому делу. Такая благотворительная акция проходит не первый год. В прошлый раз удалось собрать более двухсот тысяч рублей. По предварительным прогнозам организаторов 2016 году цифра несколько больше.

Спектакль младшей группы проходит на втором этаже Театра-Театра «на паркете». Здесь установили маленькую сцену. В фойе суматоха: зрители спешат занять оставшиеся места, бегают студийцы, ищут своих детей родители, готовятся к выступлению актеры постановки «Лягушка-балерушка». «Мы целых два года ставили этот спектакль!», — говорит своей подруге одна из юных актрис. Вскоре становится понятно, что большинству пришедших придется стоять: все места уже заняты, а поток зрителей все не кончается. Те, кто не успел подойти поближе, уже потеряли сцену из поля зрения. Наконец открывают третий этаж, и большинство устремляется смотреть спектакль с необычного ракурса — сверху.

В «Лягушке-балерушке» есть все: и хореография, и поэзия, и пластика, и захватывающий сюжет. Лягушка, родившаяся около музыкального фонтана, очень любит танцевать и петь, но зимовать лягушкам приходится в другом месте. Сможет ли она бросить то, что так любит и к чему так привыкла? После выступления ученики младшей группы принимают поздравления от друзей и родителей: «Мне сложно говорить, переживаю за дочку», — призналась до выступления одна из мам.

Среди зрителей много и самих студийцев. Лиза занимается в студии один год и пришла посмотреть на выступление друзей. «Я жду глубокого и невероятно интересного показа. В принципе, я знаю, что будет, но мне хочется посмотреть, как сильно ребята выросли за то время, пока я не видела эти спектакли», — с предвкушением говорит она.

Ребята постарше выступают на большой сцене. Зал Театра-Театра заполняется в считанные минуты. Зрители увидят два мифа — «Кудым-Ош» и «Рождение героя», а также спектакль «Бумажный человек». Все эти постановки юные пермские актеры представляли студийцам школ Хабенского со всей России (а школ уже 10) на летнем фестивале «Оперение» в Челябинской области. Сам Константин Хабенский тоже был на фестивале и перед показом предупреждает зрителей: «Какие-то вещи я могу недопонимать, какие-то вещи спорные, но мы решили сегодня их выставить на ваш суд, чтобы вот таким путем понять, имеют они право на жизнь, или их нужно затащить обратно в нашу лабораторию и переформатировать». Актер считает, что зритель — это тоже работа, причем немаловажная: «Я хотел бы, чтобы вы постарались. Постарайтесь вникнуть и понять то, что мы сегодня вам предлагаем».

Гаснет свет, звучит национальная музыка народов Прикамья. Зал погружается в атмосферу мифа. Юные актеры выдерживают эту атмосферу от начала и до конца. В одной из сцен мифа «Рождение героя» представлены непростые персонажи — они «составлены» из нескольких актеров, которые двигаются и говорят как один организм. В спектаклях старших групп много синхронности, и не только в движении, но и в говорении. Сколько бы их ни было на сцене — пять, пятнадцать или тридцать пять — они не сбиваются, никто не отстает и не забегает вперед.

Самым неоднозначным оказался спектакль «Бумажный человек». Его атмосфера отнюдь не мифическая, а скорее тревожная, настороженная. Современная музыка сменяется неоклассическими мотивами или шумом телевизионных помех. «Бумажный человек» — это спектакль о заблуждениях и ошибках, от которых никуда не деться. Может, именно поэтому поначалу он шокирует и удивляет. Но актеры ведут зрителя от осознания проблем к принятию, и к концу спектакля напряженная атмосфера растворяется. «Честно говоря, я в культурном шоке. Никогда не видела ничего подобного. Я не совсем все поняла, надо все осмыслить, но тем не менее испытываю восторг. Буду рекомендовать спектакли студии Хабенского всем знакомым», — говорит Светлана. Она посещает благотворительный показ в первый раз и признается, что хотела бы еще.

«Вы все являетесь частью отряда милосердия и борцов благотворительности», — воодушевил пермяков Константин Хабенский. Он пообещал, что благотворительный показ станет доброй традицией.

Все: актеры, зрители, родители — стали частью большого дела в День знаний. Взаимопомощь, внимательность, терпение, другой взгляд на знакомых людей — это то, чего нам может так не хватать в течение всего учебного года. Объявив первое сентября днем милосердия, мы сделали свой учебный год лучше и добрее.


Алиса Кузнецова, творческое объединение «Арт-журналистика»