Творческая лаборатория педагогов, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ

21.11.2016

С 16 по 19 ноября 2016 года в рамках создания координационного центра сетевого сообщества педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в «Ростке» проходила творческая лаборатория педагогов, работающих с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами «Сотворчество как основа успешной социализации детей с ОВЗ».

Ведущие педагоги

  • А.А. Иванов, г. Санкт-Петербург — кандидат педагогических наук, отличник просвещения РФ, победитель конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» (2009), автор методики «Традиционные и инновационные методики обучения, создание модели развивающего творческого взаимодействия «особый» ребенок — родитель — педагог.
  • В.А. Гасимова — кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры», г. Пермь.
  • О.В. Кулешова — педагог ДПИ МАУДО ДДЮТ г. Перми.
  • Н.С. Мельникова — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт культуры».
  • Е.А. Федянина — руководитель экспертного состава педиатрического профиля ФКУ Главного бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю.

В программе

  • «Вопросы психолого-педагогической реабилитации ребенка инвалида», Формирование среды с позитивной психологией, общение в социально-культурной, активной и эмоционально разнообразной среде.
  • Повышение внутригруппового уровня доверия и степени свободы выбора.
  • Коррекционно-развивающие занятия, включающие игры и упражнения, направленные на развитие, коррекцию и стабилизацию эмоциональной сферы детей, развитие воображения, фантазии, внимания, самоконтроля, мелкой моторики рук, повышение уровня самооценки, снижения уровня тревожности, а также телесно-ориентированные упражнения.
  • Приобретение конструктивного коммуникативного опыта, опыта взаимопомощи и поддержки детей взрослыми (родителями и педагогами) как важнейшего фактора социализации.
  • Активизации психического развития детей с ОВЗ и воспитательной деятельности их родителей средствами «творческой педагогики».
  • Выявление творческого потенциала учащихся-инвалидов, путем включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (экскурсии, викторины, тренинги, беседы).
  • Досуговая деятельность, как один из ресурсов социализации детей ОВЗ.
  • Практические занятия: «Использование нетрадиционных техник рисования», «Декупаж» и др.


В работе творческой лаборатории приняли участие 33 педагога дополнительного образования из Кунгура, Соликамска, Перми, Чайковского, Барды, Чусового, Березников, ЗАТО Звездный.

Педагоги познакомились с авторской программой и авторскими арт-педагогическими развивающими пособиями кандидата педагогических наук, председателя Совета Центра развития «Анима» А.А. Иванова. Авторская программа направлена на развитие сенсорного опыта и психомоторной сферы детей с ОВЗ, совершенствование их культуры мышления и обеспечение комфортного самочувствия, эмоциональное сближение с родителями и сохранение их психоэмоционального здоровья.

Автор программы познакомил слушателей с приемами игрового коррекционно-развивающего позитивного взаимодействия родителей и детей с ОВЗ, способствующих освоению алгоритма творческой деятельности и развитию образного мышления, педагогам будут предложены авторские арт-педагогические пособия.

В рамках обмена опытом в разговоре с педагогами принимали участие:

  • Елена Александровна Федянина, руководитель экспертного состава педиатрического профиля ФКУ Главного бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю, с выступлением по теме: «Вопросы психолого-педагогической реабилитации ребенка инвалида»;
  • Ольга Юрьевна Пономаренко и Елена Николаевна Катаева, педагоги МАУДО ДДЮТ города Перми, с презентацией своей работы.

Был просмотрен второй фильм «русской трилогии» шведского режиссера польского происхождения Ежи Слядковского «Дон Жуан», получивший главный приз на фестивале IDFA. По окончании просмотра состоялось обсуждение фильма.

Разговор за круглым столом выявил ряд проблем: на сегодняшний день в Перми есть большое количество детей, имеющих особые образовательные потребности, но нет механизма обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательных организациях, отсутствует нормативное обеспечение и механизм учета потребностей и запросов обучающихся в зависимости от их вида нарушения здоровья.

Недостаточно разработана либо отсутствует нормативная база, регламентирующая деятельность образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование.

Школы и учреждения дополнительного образования испытывают недостаток грамотных специалистов, готовых к реализации дополнительных образовательных программ для детей ОВЗ и детей инвалидов, большая часть педагогических работников не готова работать с детьми с ОВЗ в инклюзивном классе.