Состоялась стажировочная площадка «Организация работы фольклорно-этнографической студии»

31.10.2017

С 8 по 14 октября 2017 года состоялась стажировочная площадка по обмену педагогическим опытом «Организация работы фольклорно-этнографической студии».

В работе стажировочной площадки приняли участие 26 человек — педагоги коррекционных школ, детских садов, руководители творческих объединений учреждений культуры, дополнительного образования из различных территорий Пермского края: г. Пермь, г. Чусовой, г. Кунгур, г. Чердынь, г. Оханск, с. Лобаново Пермского района, п. Шерья Нытвенского района, п. Полазна Добрянского района, ЗАТО Звездный.

Ведущие стажировочной площадки:

  • Нина Александровна Чикунова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой народной художествегнной культуры и музыкального образования Новосибирского государственного педагогического университета, этнопедагог (г. Новосибирск);
  • Олеся Владимировна Гладкова, методист ОДНТ г. Ярославля, руководитель Центра традиционной народной культуры, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Улейма» (с. Давыдово Ярославской области);
  • Алла Генриховна Кавелина, психолог, врач высшей категории (г. Пермь);
  • Светлана Юрьевна Юкаева, почетный работник общего образования РФ, руководитель Образцового детского коллектива Фольклорно-этнографическая студия «Вечора», старший преподаватель кафедры музыковедения и музыкальной педагогики ПГГПУ (г. Пермь).

В программе

В программе стажировочной площадки прошли как теоретические, так и практические занятия. На теоретических занятиях слушатели познакомились с особенностями включения детей с ОВЗ в процесс занятий в фольклорно-этнографической студии, методами духовно-нравственной коррекции с помощью системы традиционной народной культуры. Также были рассмотрены медико-социальные аспекты детской инвалидности и арт-терапия как направление психотерапии и психологической коррекции.

Мастер-классы и практические занятия и по обмену опытом работы проходили в различных учреждениях образования и культуры г. Перми и Пермского края.

  • Нина Александровна Чикунова (г. Новосибирск) на базе центра «Росток» провела мастер-класс по теме «Покровская ярмарка» (декоративно-прикладное творчество как средство адаптации и социализации детей с ОВЗ).
  • Екатерина Валерьевна Гилева (г. Пермь) — музыкальный работник МАДОУ Детский сад № 227 провела открытое занятие для слабовидящих детей 4–6 лет по теме «Однажды осенним утром» (народная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ).
  • Участники стажировочной площадки побывали на занятии педагога МАОУ «Бершетская средняя школа» Елены Анатольевны Коробка (п. Бершеть Пермского района) по теме: «Песня — душа народа» (особенности работы в классе для обучающихся с умственной отсталостью).
  • Своим педагогическим мастерством поделилась Галина Васильевна Алтынцева (с. Лобаново Пермского района) — педагог дополнительного образования МАОУДО ДЮЦ «Импульс». Она представила два занятия. Первое — для детей с ОВЗ по теме «Зазимье пришло — засидки привело» (развитие памяти, внимания, навыков группового взаимодействия детей с ОВЗ посредством народной игры). Второе занятие — с участниками фольклорного ансамбля «Забава» по теме «Освоение традиционных форм хореографии в фольклорном ансамбле: хороводы».
  • Слушатели стажировочной площадки выезжали в МАОУ «Полазненская ДШИ» п. Полазна Добрянского района Пермского края. Директор школы Елена Аркадьевна Кузнецова рассказала об особенностях образовательных программ по специальности «Фольклор». Педагогами школы были проведены два открытых урока: первый по предмету «Традиционные ремесла», который провела заведующая секцией фольклористов-этнографов, преподаватель Л.А. Мясникова по теме «Традиционные образы русских глиняных игрушек. Филимоновские барыни» и по предмету «Фольклорный ансамбль» по теме «Народная игра как средство развития и стабилизации психо-эмоционального состояния ребенка», ведущий преподаватель Т.А. Рожкова.
  • Педагоги-участники стажировочной площадки имели возможность побывать на открытых занятиях подготовительной, средней и старшей группы Образцового детского коллектива «Фольклорно-этнографическая студия «Вечора» центра «Росток», где познакомились с организацией работы фольклорно-этнографической студии, методикой работы педагогов В.И. Косыревой, С.Ю. Юкаевой, Р.Н. Юкаева.

В рамках стажировочной площадки состоялась презентация сборника образовательных программ «Возвращение к истокам». Сборник обобщает опыт многолетней кропотливой работы ведущих пермских педагогов-фольклористов. Ценность данного сборника состоит не только в подробно описанных программах, созданных с учетом современных методик и открытий в области фольклора, этнографии, филологии, но и в четырех приложениях для практической работы, включающих региональный компонент.

В завершении программы стажировочной площадки состоялся круглый стол по обмену педагогическим опытом работы в сфере образования по работе с детьми с ОВЗ.