Летняя сессия отделения изобразительного искусства

27.07.2020

Главная цель смены — содействие развитию духовно-нравственных основ личности детей, их творческих способностей и эмоционального мироощущения средствами изобразительного искусства.

Основные направления в работе смены:

  • образовательная деятельность;
  • проведение оздоровительных мероприятий;
  • обеспечение оптимальных условий сохранения и укрепления психофизического здоровья детей;
  • обеспечение высокого уровня организации досуга.

Летняя сессия отделения изобразительного искусства Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края проходила с 4 по 24 июля на базе Загородного лагеря отдыха и оздоровления детей «Благодать» (Пермский муниципальный район, Усть-Качкинское сельское поселение).

В работе творческой смены приняли участие 44 человека: 34 продолжили обучение, 10 — новый набор. В их числе — учащиеся учреждений дополнительного образования в возрасте от 10 до 17 лет из Перми и 11 районов Пермского края: Пермь (17), Березники (5), Кунгур (5), Кудымкар (2), ЗАТО Звездный (1), районы: Горнозаводский (5), Ильинский (3), Краснокамский (2), Березовский (1), Лысьвенский (1), Нытвенский (1), Чусовской (1).

В течение 21 дня учащиеся занимались по предметам: живопись, рисунок, композиция, ДПИ (текстильная кукла), дизайн, восприятие искусства. Занятия проводились по группам с учетом возраста, способностей детей, годам обучения, соответствующих 5-летней программе «Палитра» ШХО центра «Росток» по два часа утром, три часа вечером, а также в режиме консультаций и индивидуальных занятий по мере необходимости.

Учебные дисциплины

Главная задача летней сессии — научить ребят использовать знания по рисунку, живописи, композиции в условиях открытого пространства при естественном освещении.

Цель предмета живопись — рассмотреть композиционные приемы в цвете. В контексте пленерной работы решить такую задачу: как за счет цвета, тона, насыщенности и теплохолодности показать пространство в пространстве листа, в работе с натуры выполнить упражнения на поиск и на разнообразие цветовой палитры.

Задача предмета рисунок — освоить основы композиции, перевести на язык графики объекты и предметы, окружающие нас с помощью штриха, применить полученные знания в пленерной работе. Рассмотрев понятие «диапазон» по тону, по массам и от статики до динамики, выполнить ассоциативные упражнения, отражающие эмоциональные состояния человека и природы.

Содержание предмета композиция в контексте фестивальной смены, посвященной творчеству В.В. Толкуновой, — создание композиции-интерпретации на стихи и песни певицы. Прочитав и прослушав материалы по данной теме, учащимся необходимо определиться с образами, мотивами, атмосферой, действующими лицами и привнести их в свои работы.

В курсе декоративно-прикладного искусства учащиеся школы разрабатывали образ куклы-символа своей малой Родины, знакомились с техникой верховой набойки. Итоговой работой стало реализация творческого проекта «Кукольный хоровод «С куклой по России».

Тема предмета дизайн — разработка архитектурных проектов, развивающих инфраструктуру лагеря от эскизов до объемно-планировочных решений с возможностью привязки к определенному месту строительства. Наиболее интересные проекты получились в старших группах. Учащиеся младшей группы конструировали из бумаги образы птиц и рыб, выделяя их самые характерные черты.

Образовательный процесс

Образовательный процесс регламентирован образовательной программой, утвержденной педагогическим советом центра «Росток». Деятельность по программе осуществляли лучшие педагоги в области изобразительного искусства Пермского края: профессиональные художники, члены Союза художников Т.Е. Николаева, Т.А. Колесова, народный мастер И.И. Хабышева. Предмет «Рисунок» вел выпускник ШХО для одаренных детей Пермского края, студент-дипломник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств.

Режим занятий и отдыха был составлен с учетом санитарно-гигиеническим норм.

За 21 день пребывания на базе загородного лагеря «Благодать» дети неплохо справились с намеченной программой и добились высоких результатов: из 44 учащихся 7 отличников, 1 человек закончил с одной четверкой.

Отличные результаты показали: Пыхова Анна, ДХШ им. Е.Н. Широкова, г. Пермь; Реутова Полина, ДХШ № 1, г. Пермь; Морозова Анна, КЦХО «Росток», г. Пермь; Елтышева Александра, ДД(ю)Т г. Березники; Сыстерова Ирина, ДДТ г. Горнозаводск; Васильева Таня, ДШИ г. Горнозаводск; Гуляева Настя, ДШИ им. Р.Н. Розен, г. Кунгур.

Лучшие работы учащихся размещены в выставочном зале и виртуальной галерее на сайте центра «Росток».

Внеучебная деятельность

Необычным в этом году было проведение сессии в пространстве Учебно-спортивного центра «Пермского президентского кадетского училища имени Героя России Ф. Кузьмина войск национальной гвардии Российской Федерации», где располагается загородный лагерь «Благодать».

«Благодать» — название, которое отражает состояние души всех, кто находится в этом живописном месте, где река Качка впадает в Каму: столетние сосны, ели, березы, раскидистые ивы, ольха, стройные рябины и клены. Вдоль всех аллей и дорожек лагеря благоухает шиповник, рядом с которым соседствуют бархатцы и цинии, льются песни «Души России» народной артистки Валентины Толкуновой. Кроме того, повезло с погодой: всю смену простояло настоящее лето.

Жизнь в лагере — это и интенсивная утренняя зарядка с пробежкой, и новые разнообразные мероприятия, профессионально подготовленные специалистами лагеря, «Орлятские круги» перед вторым ужином, где каждый ребенок анализирует прошедший день и выбирает «героя дня» из своего отряда. Утром на линейке с героями знакомится весь лагерь, а подаренный героям шоколад уничтожается всем отрядом. СМИ лагеря фотографирует героев для размещения на доске почета, а вечером в клубе все участники смены видят себя в «Хронике дня».

Незабываемые впечатления у всех участников смены останутся и от своих юных наставников — вожатых-кадетов, которые сопровождали их с утренней побудки до отбоя, окружив вниманием и заботой.

Наши ребята-художники тоже украсили жизнь лагеря, стали лучшими в «Минуте славы» (Аня Морозова и Варя Комягина), великолепно представили «Символы России» в одноименном мероприятии, зарекомендовали себя прекрасными артистами в инсценировке сказок на тему лагеря и в шоу пародий «Точь-в-точь», убедили себя и других, что профессия художника востребована и вызывает большое уважение.

Одно из самых ярких событий смены — экономическая игра. У всех детей лагеря была возможность заработать собственным трудом «деньги», которые в конце дня можно было потратить на ярмарке товаров и услуг. Художники с энтузиазмом приняли участие в трудовом десанте: пололи клумбы с цветами, гребли сено для коз и кроликов, убирали мусор и шишки на территории лагеря, а на ярмарке рисовали портреты, продавали куклы-обереги, сувениры из фоамирана, рисовали открытки с видами «Благодати», плели фенечки, рисовали аниме.

Один плюсов лагеря «Благодать» — патриотическое воспитание, которое является важной составляющей программы пребывания и отражается в тематике песен, фильмов, мероприятий, мастер-классов.

Художникам особенно понравился мастер-класс «Военное дело», на котором они узнали о разных видах оружия и средствах первой помощи при ранении, познакомились с аптечкой военнослужащего, разобрали и собрали автомат Калашникова и пистолет Макарова, а также поучаствовали в поимке диверсанта.

Смена пролетела быстро. Успели много. Но главное приобретение — умение работать в команде с настоящими друзьями и единомышленниками.

Заведующая отделением ИЗО — Ольга Григорьевна Оборина.

Работы участников сессии