Зимняя сессия вокального отделения

13.01.2020

В 2020 учебном году при финансовой поддержке Министерства культуры Пермского края в рамках подготовки одаренных детей Пермского края к участию в рейтинговых краевых, российских и международных конкурсах центр «Росток» продолжает цикл мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов края и совершенствование исполнительского мастерства учащихся в сфере детского эстрадного вокального исполнительства.

Задача региональной школы творческих постановок для педагогов и одаренных детей Пермского края по работе с детскими вокальными ансамблями — выявление и поддержка талантливых детей края с привлечением к сотрудничеству талантливых артистов, ведущих педагогов страны и зарубежья в сфере эстрадного вокала, режиссуры, актерского мастерства, хореографии.

С 3 по 9 января 2020 года состоялась сессия вокального отделения Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края. Место проведения — Загородный детский оздоровительно-образовательный лагерь «Новое поколение» (Пермский район, деревня Дворцовая Слудка). Тема сессии — «Работа над вокальной техникой в детском эстрадном коллективе. Реализация проекта постановки музыкального спектакля».

В программе сессии

  • Комплекс упражнений для развития певческого дыхания
  • Особенности работы над певческой артикуляцией в русскоязычных песнях и песнях на иностранных языках (интонация, динамика вокальной речи, фразировка)
  • Вокальная техника (мелизмы, вокальные приемы и стилистические особенности вокальной музыки)
  • Мастер-классы, вокальные, актерские, хореографические тренинги, репетиции, практические занятия
  • Хореографическая подготовка, физика. Основные элементы постановки корпуса
  • Пластическое понимание текста произведения. Пластически-звуковая импровизация
  • Распределение артиста в сценическом пространстве, взаимодействие с партнером
  • Режиссура вокального номера. Сценический образ. Певец-артист

Преподавательский состав

  • Марина Морозова (Варна, Болгария) — экс-солистка вокальной эстрадной группы «Божья коровка», неоднократный лауреат фестивалей и конкурсов артистов эстрады, педагог высшей квалификационной категории по эстрадному вокалу, автор методики по обучению вокальному стилю соул
  • Елена Солдатова (Москва) — композитор, певица, художественный руководитель студии эстрадного вокала «Мега Саунд», почетный работник общего образования РФ, лауреат Премии Правительства Москвы, почетный член Всероссийского музыкального общества, стипендиат Министерства культуры РФ, лауреат джазовых фестивалей
  • Вячеслав Мокану (Владимир) — доцент кафедры музыкального искусства эстрады Института искусств Владимирского государственного университета им. Столетовых. Режиссер массовых зрелищных мероприятий. Имидж-мейкер, педагог по актерскому мастерству и технике речи, музыкант, PR-специалист, член жюри российских конкурсов и международных фестивалей, участник телевизионных передач на Первом канале, ведущий СТС, член правления попечительского совета фонда содействия и развития культуры, искусства и образования «Звездные врата»
  • Юлия Ефимова (Оренбург) — балетмейстер, режиссер, Генеральный директор Международного культурного проекта «TEVY ART GROUP», член Международного совета по танцу CID UNESCO. Директор театральной студии развития личности «Таланты», балетмейстер — постановщик Образцового коллектива «Хореографическая студия «Гранд»

Кураторы постановочной сессии

  • Наталия Артуровна Сиргиенко — методист высшей категории по вопросам музыкального образования центра «Росток», почетный работник общего образования РФ, лауреат премии Пермского края в сфере культуры и искусства
  • Фаина Фёдоровна Камалова — заведующая методическим кабинетом центра «Росток», методист высшей категории
     

Л.И. Исмагилова разработала новый логотип вокального отделения, к выступлению были сшиты новые футболки и толстовки с логотипами.

Во время межсессионной работы учащиеся вокального отделения прослушали мастер-класс Л.И. Карнауховой (заведующая кафедрой дизайна Прикамского социального института, член Международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», Общероссийской общественной организации «Союз дизайнеров России») и прошли практический курс макияжа Сергея Щербинина (стилист салона красоты «Очарование», мастер международного класса по визажу, художник-модельер по прическам, Master Color Expert, автор программы практических курсов «Макияж для себя»).

Постановка музыкального спектакля

Задачи постановочной работы над музыкальным спектаклем:

  • использование новых образовательных технологий, предоставление возможности самореализации талантливым детям и подросткам, адаптации в социуме, распространение креативных идей на большой территории Прикамья;
  • личностное становление самосознания, формирование культуры чувств, стиля, вкуса, способности к общению, владению своим телом, голосом, пластической выразительностью движений.

8 января 2020 года учащиеся вокального отделения Школы выступили с показом музыкального спектакля, с которым далее будут выступать в территориях края. Формат спектакля — симбиоз жанров, объединяющий эстрадный вокал, театральное искусство, хореографию. Планируется сделать видеозапись спектакля со студийной обработкой вокала для трансляции в Пермском крае.

Особенности постановки музыкального спектакля в Школе: массовость и открытость постановочного процесса, современный подход к развитию детского художественного творчества, включение в созидательный процесс юных исполнителей и их преподавателей, объединение в общем действе известных мастеров искусств, детей и подростков, слушателей, новые формы коммуникаций.

Во время постановочной работы ребята испытывают чувство особой ответственности, большое внимание уделяется младшим, взрослые ребята заботятся о них, помогают на репетициях.

Таким образом младшие школьники учатся взаимодействовать друг с другом, получают бесценный опыт межличностного взаимодействия в процессе творческой деятельности, создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникает ощущение психологического комфорта, защищенности, радости, успеха, дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.

Из статьи Е.В. Солдатовой, художественного руководителя вокального отделения Школы

…Новые подходы к обучению предполагает уникальный по содержанию и результатам проект центра «Росток»: это творческий, образовательный интенсив, на котором юный артист имеет потрясающую возможность приобрести, развить и закрепить целый ряд компетенций. Погружение юных артистов в технологические процессы, связанные с выбранным ими видом деятельности (эстрадный вокал), безусловно, не подразумевает многочасовых вокальных нагрузок. Но, отвечая вызову времени, вся работы школы строится на том, что эстрадный артист — вокалист в 21 веке, это не только певец.

Это мульти — специалист: певец, актер, не танцор, конечно, но артист, в том числе владеющий такими средствами выразительности как пластика. Это «сам себе режиссер».

На огромном фоне имеющегося количества поющих в стране людей быть особенным, уникальным это весьма сложная задача. Подробные совместные разборы содержания песен, проработка текстов, бережное отношение к задуманному автором, но при этом свое решение того, как должно звучать произведение, владение своим инструментом — голосом, с набором знаний и умений приемов выразительного пения, различных техник и так далее.

Добавим к этому, что ребята на выездные сессии приезжают не только из Перми, но и со всех уголков Пермского края и живут в компании друг друга без малого неделю. Более 100 способных детей объединяются в большую творческую команду для создания творческого, эксклюзивного продукта.

Какие компетенции развиваются у детей в процессе «творения»? Какие личностные качества воспитываются и формируются в юном артисте в ситуации интенсивного творческого погружения в искусство эстрадного вокала и общежития (совместного проживания)?

Начнем с самого простого: 24 часа в сутки находиться рядом друг с другом людям с разными темпераментами, жизненными темпо-ритмами, интересами, привычками, характерами — не всем взрослым по силам. Дети в такой ситуации обретают бесценный опыт уважения и признания права на личное пространство друг друга, терпимости и организации своей жизни так, чтобы не мешать товарищу, не ущемляя собственных интересов.

Работа в «Школе для одаренных детей Пермского края» это не праздное времяпрепровождение, а затратное по физическим и моральным силам мероприятие, в котором формируется выносливый, стрессоустойчивый характер юного артиста, его способность работать в команде, ответственность за личный вклад в коллективный результат, взаимопомощь и чувство товарищества, умение радоваться успеху товарищей.

Творческий интенсив Школы подразумевает очень серьезное отношение к разумному распределению личных ресурсов. Юный артист учится распределять, или перераспределять свои физические и душевные (эмоциональные) силы для того, чтобы успешно выступить, сдать творческий экзамен. Помимо этого, занятия в Школе, я в этом убеждена, помогают развить такой весьма дефицитный сейчас навык как целесообразная самоорганизация: разумное использование времени, пунктуальность, умение решать проблемы, ставить перед собой цели и, безусловно, их достигать.

Компетенция как единица оценки качества образовательного результата — это способность что-либо делать хорошо. Что делают хорошо дети, обучающиеся в Школе?! Они прекрасно работают в команде, несмотря на то, что каждый из них — яркая индивидуальность.

Эта компетенция в современном мире очень востребована Заинтересованность в общем успехе, взаимовыручка, готовность всегда прийти на помощь младшим товарищам, умение считаться не только со своим мнением, но мнением товарищей — эти качества формируются на протяжении всего обучения в Школе. Вряд ли кто-то возьмется оспорить важность этих качеств сегодня.

Дети-артисты, особенно старшая группа, мобильны и достаточно самостоятельны в принятии решений. В случае возникновения внештатных ситуаций на сцене ребята способны быстро на нее среагировать и принять самостоятельное решение. Способность к быстрому анализу ситуации и быстрого решения- тоже необходимое в современном мире качество. Любая публичная презентация для многих людей является серьезным психологическим испытанием. Взрослый и маленький человек, в ожидании экспертной оценки своей работы, самого себя, испытывает волнение, тем более ребенок. Воспитанная в процессе обучения искусству эстрадного вокала, и в том числе во время образовательно-творческого интенсива (нагрузка на юного артиста, возрастает минимум в два раза), стрессоустойчивость к публичным выступлениям, умение оценить самого себя в сравнении с самим собой, саморегуляция — очень важные качества для ребят, для их будущей жизни. Все участники этого образовательного проекта от юного до старшего возраста не просто стрессоустойчивы, ребята ориентированы на высокие результаты своих публичных выступлений. Многие из них являются неформальными лидерами, успешно учатся в школах, стремятся всегда быть на шаг впереди, осознавая, что талант- это ответственность быть лучшим.

При этом каждый из участников проекта — заботливый и внимательный к нуждам других человек. Одним из основополагающих принципов «Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края» является неформальное отношение к делу, к окружению, да, собственно миру.

Многие родители и учителя говорят о том, что современные дети не хотят учиться. Удивительно, но дети Пермского края хотят учиться на вокальном отделении Школы, более ста человек основного состава, и 100 человек кандидатов, и они борются за своё место в школе, каждый кандидат мечтает перейти в основной состав.

Формирование ответственности за каждое сказанное слово, или данное обещание и его выполнение, серьезное отношение ко всем процессам, связанным с творчеством и не только (разучивание вокальных и хореографических партий, разучивание песен на иностранных языках, привлекательный имидж артиста и коллектива артистов т.д.), всеми этими качествами (компетенциями) должен обладать на выходе выпускник школы.

Если говорить о коммуникации, то умение выстраивать новые отношения, общение не только на проекте, но и вне его, стремление к совершенному владению устной речью и письмом как средствами коммуникации, столь необходимая сегодня диалоговая культура. Здесь на помощь приходят: скурпулезная работа с текстами песен, речевые тренинги и курс сценической речи во время проведения интенсива.

Безусловно, что не все выпускники Школы свяжут свое будущее с эстрадным вокалом, но все приобретенные ими компетенции помогут им быть успешными в любом виде деятельности.

Одна из важнейших компетенций, которую формирует обучение эстрадному вокалу, в том, числе в Школе, это мотивация к труду. Чтобы проект успешно состоялся каждому артисту необходимо как следует потрудиться. Каждый участник проекта осознает, что жанр эстрадного вокала, по определению должен быть в числе передовых, потому что он «ЗАВТРА», но не «ВЧЕРА».

По объективным причинам высоко технологичные сцены детским коллективам не по силам, а потому высоко технологичными должны быть артисты, а это требует колоссального труда и глубокой мотивации к обучению.

Результативность каждой сессии поражает…

По окончании каждой сессии, длительностью в 5-7 дней, готовится абсолютно новая концертная программа, состоится концертное выступление, в котором принимают участие все дети Школы, репертуар каждого концерта обновляется на 80%.

Активно используются авторские методики, различные речевые, вокальные, актерские, хореографические тренинги, современные педагогические технологии, с глубоким погружением в материал, анализом лучших исполнителей российского и мирового исполнительства разных эпох и времени, где пример работает, как ориентир для дальнейшего развития и самосовершенствования, выбора профессионального вектора.

Мы хотим быть успешными в XXI веке — веке перемен, новых технологий и, главное, нового поколения. Современный мир меняется очень быстро, и педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям, нам, как педагогам, сегодня надо менять мышление, чтобы не только не отстать от наших собственных детей, учеников, и вместе с ними сделать самое главное открытие в мире — открытие самих себя.

Мы идем вперед, навстречу новому образованию, где сегодняшний полученный опыт станет для наших детей сводом необходимых компетенций для того, чтобы жить и творить в наш определенно неопределенный, новый и прекрасный век!