Летняя сессия отделения изобразительного искусства

21.07.2021

С 27 июня по 17 июля 2021 года проходила летняя сессия отделения ИЗО Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края центра «Росток». Сессия проходила на базе санатория-профилактория «Оазис», г. Нытва.

В работе творческой смены приняли участие 79 учащихся учреждений дополнительного образования Перми и Пермского края (17 районов): Пермь (18 человек), Березники (10), Кунгур (9), Кудымкар (2), ЗАТО Звездный (4), Березовский (1), Верещагинский (2), Добрянский (1), Горнозаводский (10), Ильинский (2), Лысьвенский (1), Куединский (1), Краснокамский (2), Нытвенский (6), Осинский (1), Чайковский (1), Чердынский (3), Чусовской (5) районы.

Возраст участников — 9-18 лет. Продолжили обучение 43 человека, 36 человек — новый набор.

Основные направления в работе смены:

  • образовательная деятельность;
  • проведение оздоровительных мероприятий;
  • обеспечение оптимальных условий сохранения и укрепления психофизического здоровья детей;
  • обеспечение высокого уровня организации досуга.

Образовательный процесс

В течение 21 дня учащиеся занимались по предметам: живопись, рисунок, композиция, ДПИ (текстильная кукла), дизайн, восприятие искусства. Занятия проводились по группам с учетом возраста, способностей детей, годам обучения, соответствующих 5-летней программе «Палитра» центра «Росток» по три часа утром, два часа вечером, а также в режиме консультаций и индивидуальных занятий по мере необходимости.

Образовательный процесс регламентирован образовательной программой, утвержденной педагогическим советом центра «Росток». Деятельность по программе осуществляли лучшие педагоги в области изобразительного искусства: профессиональные художники, члены Союза художников, Союза дизайнеров России, преподаватели высшей категории художественных учреждений Москвы, Омска, Перми.

Предмет «Живопись»

Предмет проходил в двух основных для освоения живописи материалах: акварели и гуаши. Занятия курса акварельной живописи основывалось на богатейшем опыте школы Андрияки (г. Москва). За время летней практики учащиеся успешно справились с новыми для себя приемами работы акварелью. Познакомились с многослойной акварельной техникой: сочетали в одной работе как приемы по-сырому, так и по- сухому, накладывая один слой на другой.

Младшие группы — дети, впервые приехавшие на летнюю практику — попробовали новый для себя жанр и формат работы: работа на пленэре. Выполнили с натуры фрагменты пейзажа (клумба, камни и растения), познакомились с последовательностью написания пейзажа, способами создания общего колорита и освещения, состояния в нем.

Старшие группы, не первый раз приезжающие на пленэрную практику, углубили свои знания в работе с пейзажем: освоили передачу объемов и фактуры в разных породах деревьев, что для многих учащихся является сложной задачей, наглядно изучили световоздушную перспективу на примере разнопланового пейзажа с далями.

Также все учащиеся в различном объеме, в зависимости от возраста и опыта, успешно писали сезонные цветы, ветки растений, ягод, букеты.

Живопись гуашью предполагала развитие колористического видения, общего цветового строя работы, больших цвето-тоновых отношений. Также ребята познакомились с техническими приемами работы гуашью, поэтапным выполнением задания. Таким образом, материал гуашь послужил, в том числе, и подготовкой к масляной живописи: так как на занятиях работы велись с применением принципа трехслойности (прозрачный без белил подмалевок — тень; полупастозный полутон; пастозный свет — передний план).

Задания выстраивались с учетом возрастной группы и по принципу от простого к сложному: от натюрморта, пейзажа с ограниченным пространством к многоплановому пейзажу.

Предмет «Рисунок»

Являясь одной из основ изобразительной деятельности, рисунок предполагает использование графических выразительных средств. В ходе курса обучения учащимися выполнялись задания в традиционных материалах (графитный карандаш, цветной соус, сангина, сепия, уголь), а также материалов, напрямую не относящихся к художественным (штрих, линер, цветные маркеры с акварельным эффектом).

Использование этих материалов на разных видах бумаги (ватман, крафт, пастельная) и внесение в работу авторских, новаторских приемов (растирание, размывание, акварельные приемы, работа ластиком, совмещение графитного карандаша и белого штриха) позволило учащимся создать интересные творческие работы, расширило арсенал возможностей для воплощения творческих замыслов.

Предмет «Композиция»

Курс композиции, как важнейший момент организации художественной формы, призван помочь учащимся придать художественному произведению единство и целостность.

В процессе проведения курса учащиеся познакомились с основной терминологией композиции: главное (доминанта), второстепенное (субдоминанта), ритм, соподчинение, контраст, группировка и её основными средствами: линия, фигура, цвет; выполнили упражнения с целью изучения выразительных возможностей различных средств композиции.

Итогом курса явилось самостоятельное составление композиции на тему «Букет» и «Пейзаж» в абстрактной и стилизованной форме.

Предмет «ДПИ»

В курсе декоративно-прикладного искусства учащиеся школы знакомились с возможностями художественного текстиля: изучали основы создания текстильной игрушки, разрабатывали эскизы авторских игрушек, аксессуаров и украшений.

Итоговой работой стало: реализация творческого проекта «Фантазии цвета индиго» (работы из джинсовой ткани в стиле «апгрейд»), подготовка технологических карт и проведение мастер-классов по изготовлению авторских игрушек и сувениров.

Предмет «Дизайн»

В курсе предмета «Дизайн» этого года было введено много тем на развитие креативного мышления: скетчи (экспериментирование со словами, двухмерными фигурами и шрифтами), doodle (каракули) как способ обработки информации и решения проблем, конструкция (деконструкция) — концептуальная интерпретация формы буквы (буквицы из насекомых, буквицы из технических узлов и конструкций), разработка абстрактных композиций на узлы и соединения, освоение технических приемов макетирования (от простого куба до разработки дачных участков в 3D и товаров народного потребления в виде упаковок).

Предмет «Восприятие искусства»

На занятиях по восприятию искусства учащиеся изучали виды и жанры искусства, критерии оценки классического и современного искусства.

Внеучебная деятельность

Освоению программы летней сессии, формированию социальных компетенций: коммуникативности, умения работать в команде способствовали и досуговые мероприятия: проведение Дня пожарной безопасности, утренняя зарядка с пробежкой, купание в бассейне, День самоуправления, Посвящение в художники, в которых ребята смогли проявить себя не только как участники, но и как инициаторы и организаторы.

Результаты обучения

За 21 день пребывания на базе санатория-профилактория «Оазис» дети неплохо справились с намеченной программой и добились высоких результатов: из 79 учащихся 10 отличников, 11 человек закончили с одной четверкой.

Отличные результаты показали: Пыхова Анна, ДХШ им. Е.Н. Широкова г. Пермь, Гуляева Анастасия, Ломаев Артем, Коровина Мария ДШИ им. Р.Н. Розен, г. Кунгур, Глумова Мария, ДШИ № 1 г. Чайковский, Кириллова Софья, ДХШ при Художественном училище (техникуме) г. Перми, Франко Мария, ДДТ г. Горнозаводск, Надыльшин Михаил, ДДТ п. Куеда, Борисенко Полина, ДД(Ю)Т г. Березники, Зарубина Юлия, ДШИ г. Чердынь.

Летняя сессия на базе санатория-профилактория «Оазис» прошла ярко, интересно, насыщенно.

Зав. отделением ИЗО — Ольга Григорьевна Оборина.

Виртуальная галерея работ участников