Итоги конкурса «Поверь в мечту!»

23.12.2021

С 15 по 30 ноября 2021 года в заочном формате состоялся краевой конкурс художественного творчества для детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Поверь в мечту!». Конкурс проходил по девяти номинациям в четырех возрастных группах: 6–9 лет, 10–14 лет, 15–18 лет, 19–25 лет.

Конкурс «Поверь в мечту!» проходил в Пермском крае в четвертый раз. В 2021 году на конкурс было подано более 400 заявок от 401 участника и 191 педагога, представляющих 100 учреждений из 27 территорий Пермского края.

Состав жюри конкурса

  • А.Р. Ощепкова, педагог-репетитор по вокалу вокального отделения Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края, художественный руководитель вокального ансамбля «Отражение» МАУДО ДШИ Мотовилихинского района города Перми
  • З.А. Новикова, педагог-репетитор по хореографии вокального отделения Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края, педагог-хореограф вокального ансамбля «Отражение» МАУДО ДШИ Мотовилихинского района города Перми
  • А.И. Субботин, профессиональный фотограф, видеограф
  • Ж.М. Калюжная, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений Пермского государственного института культуры
  • Н.А. Талавира, член Пермского отделения Союза художников России, ведущий педагог отделения по изобразительному искусству Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края

Комментарии жюри

Жюри отметило большое количество участников с яркой творческой индивидуальностью, неравнодушие и заинтересованность детей. Члены жюри также указали на ряд замечаний, которые, в той или иной степени, относятся к большинству участников.

Основное замечание — искусственно упрощенное исполнение текста, театральной зарисовки, музыкального вокального, инструментального номера. Многим педагогам требуется переподготовка, обучение на курсах повышения квалификации, обновление знаний, знакомство с опытом ведущих педагогов страны и края.

Вокальный, инструментальный, театральный жанры дают возможность душевного самовыражения, поэтому определяющим критерием в оценке является художественно-выразительное мастерство. Отрицательным проявлением артистизма здесь может быть искусственная, часто чрезмерная наигранность или чрезмерно жалостливо-слезливые интонации.

Подбор репертуара

Особое внимание следует обратить на репертуар: не стоит обращаться к произведениям, где доминирует жесткий, подчеркнуто суровый драматизм, хоть это наиболее созвучно душевному состоянию исполнителей. Работа по подготовке участников к конкурсу заключается в том, чтобы раскрыть в них лучшие светлые чувства, подбирая мажорный репертуар по музыкальной и литературно-содержательной окраске.

Не стоит забывать, что каждый конкурс — это дорога к взаимной поддержке, дружбе, взаимопониманию. Естественное и органичное размышление об общечеловеческих мечтах и радостях, исполнение светлых и жизнеутверждающих произведений делает конкурс ярче, выразительнее, позитивнее, позволяет детям воспринимать его как праздник.

Хореографическое творчество

Один из популярных массовых жанров — хореография. Главным оценочным критерием здесь является пластическое мастерство и хореографическая постановка (рисунок танца). В творчестве людей с ограниченными возможностями занятия хореографией — художественно-реабилитационный жанр, прежде всего для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Лечебный эффект занятий не должен игнорироваться, его стоит учитывать как основной. Блестящим примером этого являются хореографические номера в исполнении детей из п. Ергач Кунгурского района.

Занятия хореографией, создание художественного образа посредством пластики организуют действия группы детей, создают общую ауру, заставляют переключать сознание с личных внутренних мыслей на образный ряд танца или пластического номера. Сложность или простоту хореографического номера обязательно следует сопоставлять с физическими и эмоциональными возможностями исполнителей того или иного вида заболеваний.

Театральное искусство и художественное чтение

Все более популярным становится разыгрывание сценок и некая «игра в театр». Исполнителям любого возраста нравится перевоплощаться, одеваться в сценические костюмы. Главное в оценке выступления театральных коллективов — режиссерское решение представления. Это должно быть не унылое прочтение текста, а зрелище с завязкой, развитием и кульминацией сюжетной линии. Как и в песенном жанре, здесь важна драматургия представления. Оценочным критерием является доступность репертуара, соответствие возрасту исполнителей.

Жанр художественного чтения, на взгляд непросвещенного зрителя, кажется простым: стихотворение, по мнению многих, прочесть несложно. Но это не так. Большое значение в художественном чтении имеет речевая интонация исполнителя, сформированный «чтецкий» голос. Умение владения голосом — один из главных оценочных критериев. Патетика не должна перерастать в крикливость, напевность — в плаксивость и т.д. Эти исполнительские задачи доступны большинству, за исключением людей с заболеваниями речевого аппарата. В данном случае на первый план выходит сам факт поэтического чтения, когда человек преодолевает барьер невозможности разговора и читает стихи.

Вопрос репертуара достаточно проблематичен в чтецком конкурсе. С учетом исполнительского мастерства следует поддерживать незачитанный, оригинальный репертуар. Особого внимания заслуживает чтение прозы. Здесь применимы оценочные критерии театрального жанра вместе с чтецким. В жанре художественного чтения используются те же критерии, что и в других номинациях, указанных выше.

Впечатление от выступления

Общее впечатление от выступления во многом зависит от того, как одет участник. Многие надевают свою нарядную одежду, и в этом нет ничего плохого. Хороший сценический костюм украшает артиста. Но иногда, стараясь подражать профессионалам, самодеятельные артисты надевают сценические костюмы, совсем им не подходящие. Оправдывается это тем, что «у нас есть только такие». Лучше выти на сцену в своей, подходящей по торжественному случаю и облику одежде, чем в нелепом «сценическом» наряде. Сцена не терпит безвкусицы.

Большого внимания заслуживает аккомпанемент исполнителя. Исполнитель должен иметь или своего аккомпаниатора, или фонограмму минус один. Качество аккомпанемента значительно сказывается на общем впечатлении от выступления. Хорошее музыкальное сопровождение повышает оценку, плохое — наоборот.

В любом конкурсе (даже в онлайн-формате) важен выход на сцену и уход с нее. Исполнитель должен точно знать, откуда он выходит, куда, в какую кулису ему нужно уйти. Для многих людей с ограниченными возможностями нужны помощники на выход и уход. Они должны делать это достаточно смело и в то же время деликатно, чтобы не поставить в неловкое положение исполнителей. Незрячих исполнителей помощники должны сориентировать на микрофоны и зрительный зал, чтобы исполнитель во время номера не стоял вполоборота к зрителям. Во всех конкурсных выступлениях очень важно держать центр сцены. Бывали случаи, когда сами исполнители от робости старались быть ближе к кулисам, за которыми были их товарищи и педагоги.

О роли художественного творчества и цели конкурса

Основная функция занятий художественным творчеством — дать возможность людям с ОВЗ художественными средствами адаптироваться в современной жизни, преодолеть барьер замкнутости и отчужденности, развить коммуникабельность в каждом человеке, ликвидировать грань между людьми разных физических и умственных способностей. Главное — с помощью искусства способствовать укреплению если не физических, то духовных способностей каждого человека, веры в себя и неугасающей жажды жизни.

Основной результат — создание условий для проявления способностей, мотивации к дальнейшему образованию, жизненному самоопределению и интеграции в общество, адаптация к окружающей среде и развитие общения с людьми. Результаты и детские конкурсные работы подтверждают, что формирование творческой саморазвивающейся личности, воспитание умных, творческих, грамотных детей, способных далее применять свои знания на практике — одна из важнейших задач дополнительного образования в целом и данного конкурса в частности.

Все выступления детей, работа их педагогов и родителей направлены на достижение основной цели конкурса — реабилитации детей с ОВЗ и детей-инвалидов средствами дополнительного образования, развитию и поддержке детского творчества, успешной социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, стимулированию интереса к различным видам творчества, современным формам организации творческой деятельности, оказанию методической и практической помощи специалистам, работающим с детьми инвалидами, и транслированию лучших региональных практик дополнительного образования детей, передового педагогического опыта.


Организаторы конкурса поздравляют с новыми творческими достижениями всех участников, педагогов и родителей! С наступлением нового 2022 года!

Следующий конкурс состоится осенью 2022 года, следите за информацией на нашем сайте.

Кадры из выступлений участников

Работы в номинации «Фото-творчество»

Работы в номинации «Парикмахерское искусство»

Работы в номинации «Изобразительное искусство»

Работы в номинации «Декоративно-прикладное искусство»