Семинар-практикум по прикладному творчеству

28.12.2021

15–19 декабря 2021 года состоялся авторский семинар-практикум «Развитие творческого потенциала средствами художественного образования (прикладное творчество). Детский народный календарь». Семинар для преподавателей декоративно-прикладного искусства проходил в режиме онлайн в закрытой группе VK.

В работе семинара-практикума приняли участие 38 человек: преподаватели декоративно-прикладного искусства учреждений дополнительного образования, школ, лицеев, колледжей, училищ, воспитателей детских садов, учреждений культуры Перми и Пермского края и России. Продолжили обучение 20 преподавателей и педагогов, 18 — новые участники.

Основные темы семинара-практикума

  • Игрушка — универсальное средство введения детей в традицию национальной культуры. Значение народной куклы в воспитании современных детей. Классификация народной куклы. Обрядовый праздник и кукла.
  • Народный календарь как сплав народных и православных традиций. Дети в календарном круге. Детский календарный фольклор, игровой и обрядовый. Живой музей «Детский народный календарь». Русские культурные традиции и региональные особенности народного календаря.
  • «Весна-молодица». «Жаворонки, прилетите! Красну вёсну принесите!». Жаворонки да тетерки. Куклы и Пасха. Птички на Благовещение. Ангелочки. Вербное дерево. Пастушок.
  • «Лето-припасиха». Кукушка. Семик и Семчиха. Чучелко огородное. Кукла летняя. Жатвенные игрушки.
  • «Осень-водяница». Осенины. Зернушки. Коняшки. Параскева.
  • «Зима-белолица». Вертеп. Спиридон-солнцеворот. Рождественская коза. Коляда. Масленица.
  • Организация деятельности по декоративно-прикладному творчеству детей (в системе дополнительного образования) с использованием площадки VK Live.
  • Методическая продукция педагога дополнительного образования в работе с детьми.
  • Воспитательно-развивающая работа с детьми по «Детскому народному календарю».
  • Знакомство детей с циклами народного календаря через проектную деятельность. Итоговая работа, творческий проект и его презентация. Защита творческого проекта.

Работы участников семинара

В течение пяти дней педагоги занимались по программе семинара-практикума: создавали кукольных персонажей для «Детского народного календаря», изучали МК по изготовлению кукол в народных традициях, создавали игровое пространство календарного круга.

Занятия проходили в режиме прямых эфиров, заданий в формате МК, видео, творческих лабораторий для создания игрового персонажа к календарному празднику. Работа проводилась по схеме: изучение праздников народного календаря, народные традиции, реализация идеи от эскиза до воплощения.

По итогам семинара-практикума проведен круглый стол — обмен опытом в работе с народной куклой по созданию «Детского народного календаря». Состоялась защита творческих проектов. Работа проводилась с 14:00 до 20:00 по московскому времени, а также в режиме консультаций и индивидуальных занятий по мере необходимости.

Образовательный процесс осуществляли ведущие педагоги Перми

  • Ирина Ивановна Хабышева, автор онлайн семинара-практикума, народный мастер Пермского края, лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов, руководитель образцового коллектива Пермского края клуба народной куклы «Рада» МАУ ДО ДЮЦ «Фаворит» г. Перми, преподаватель школы художественного образования для одаренных детей Пермского края.
  • Любовь Владимировна Осипенко, методист-куратор семинара-практикума, руководитель образцового коллектива Пермского края «Школы художественного развития и дизайна «КВАНТО» МАУ ДО ЦДТ «Шанс» г. Перми, методист высшей категории.
  • Елена Сергеевна Соплякова, педагог высшей категории образцового коллектива Пермского края «Школы художественного развития и дизайна «КВАНТО» МАУ ДО ЦДТ «Шанс» г. Перми.

Результаты образовательной деятельности

По творческому проекту «Детский народный календарь» создано более 190 кукол для рассказа о народных праздниках. Проведено 4 эфира на площадке VK Live. Рассмотрены вопросы по организации деятельности через изучение народного календаря как сплава народных и православных традиций. Участники рассмотрели деятельность детей в календарном круге, детский календарный фольклор, посетили (виртуально) Живой музей «Детский народный календарь», познакомились с русскими культурными традициями и региональными особенностями народного календаря.

Проведено 11 мастер классов по изготовлению кукол и игрушек в народных традициях с применением видео и PDF-документов по темам:

  • «Весна-молодица» МК — Птицы весны, Куклы Пасхи, Ангелочки, Пастушок;
  • «Лето-припасиха» МК — Семик и Семчиха, Чучелко огородное, Кукла летняя;
  • «Осень-водяница» МК — Зернушки, Коняшки;
  • «Зима-белолица» МК — Спиридон-солнцеворот, Рождественская коза.

Рассмотрены вопросы истории создания народного календаря по книгам «Детский народный календарь» Галины Львовны Дайн и Георгия Семёновича Виноградова. Составлены чек-листы по праздникам народного календаря. Собраны и представлены в PDF-документах книги по теме семинара. Рассмотрен опыт создания «Детского народного календаря» и его применение в работе с детьми, виды и конструкции календаря, какой должен быть набор кукол и игрушек в практическом исполнении, оптимальный размер кукол, конструкции кукол.

На семинаре-практикуме участниками создано 38 фотоальбомов, в которых они представили свой опыт работы над проектом «Детский народный календарь». Более 15 участников семинара представили свой педагогический опыт в формате презентаций и прямых эфиров со своих рабочих мест, получив ценный опыт общения на площадке VK Live.

Куратор семинара — Ольга Григорьевна Оборина.