Творческая лаборатория для детей с ОВЗ по театральному творчеству

25.01.2022

19 января 2022 года в Ергачинской СОШ (п. Ергач Кунгурского района) с целью методического обеспечения образовательной деятельности обучающихся была проведена творческая лаборатория для детей с ОВЗ по театральному творчеству.

В мероприятии приняли участие 40 детей. В рамках творческой лаборатории проведены мастер-классы «Театр танца», «Кукольный театр», «Музыкальный театр», круглый стол, консультации педагогов с методическим рекомендациями.

Для проведения творческой лаборатории были приглашены:

  • З.А. Новикова, педагог-хореограф вокального ансамбля «Отражение» МАУ ДО ДШИ Мотовилихинского района города Перми, педагог-репетитор по хореографии вокального отделения Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края центра «Росток»;
  • С.Ю. Иванцова, педагог-хореограф эстрадной студии «Школьный секрет» МАУ ДО ЦДТ «Юность» города Перми, педагог-репетитор по хореографии вокального отделения Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края центра «Росток»;
  • А.Г. Синицына, педагог дополнительного образования по театральному искусству МАУ ДО ДД(ю)Т города Перми.

Творческая лаборатория для детей с ОВЗ — новая форма работы с детьми, средство познания ребенком себя в деятельности — «Я пробую, я могу», средство повышения познавательной активности и учебной мотивации, развития навыков рефлексии.

Все формы работы с детьми с ОВЗ так или иначе направлены на социализацию детей. Как правило, она осуществляется в трех формах:

  • в деятельности (для развития способностей ребенка);
  • в общении (для развития коммуникативных навыков);
  • в сознании (для развития самооценки, понимания себя, своих потребностей, интересов, увлечений).

Соответственно, факторы, способствующие социализации детей, можно разделить на три группы:

  • разнообразные виды деятельности, такие как игра, спорт, занятия видами искусства, творчества;
  • диагностика, планирование, проектирование, организация самообразования и самовоспитания, контроль, своевременная коррекция отклонений поведения;
  • присутствие на занятиях разновозрастного коллектива — воспитывающей микросреды, которая развивает личность, формирует интересы, вкусы.


Дети занимались с большим интересом, были активны, выполняли все задания, на каждом мастер-классе они смогли научиться новому: танцевальным движениям; ритмо-фактурным формулам; исполнению их вместе с музыкой, в различных темпах, стилях, жанрах; изготовлению персонажей для театра кукол. Все творческие задания были для них новыми, освоив их, каждый ребенок испытывал чувство удовлетворения.

Развивая творческие способности ребенка, мы развиваем его внутренний мир, его память, координацию движения и ритмическую активность, слух, организованность и внимание. Эти качества нужны каждому человеку в современном мире. Погружаясь в мир музыки, пережив разнообразные чувства и эмоциональные состояния, ребенок становится уверенным в себе, учится пониманию и состраданию.

От заинтересованности ребенка театром, музыкой, хореографией зависит развитие его творческих способностей. С развитием творческих способностей приходит радость и желание новых встреч с искусством.

Искусство является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое я, войти в мир взрослых, полноценно в нем существовать и взаимодействовать.

Творческие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогают развить новые навыки и умения у ребенка, выразить эмоциональное состояние, в том числе снять внутреннее напряжение, зарядить положительными эмоциями, повысить самооценку и развить коммуникативные навыки, самостоятельность, преодолеть личностные трудности, связанные с болезнью, а также достичь изменений в его эмоциональном и личностном развитии.

Рациональное сочетание различных направлений творческой деятельности способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, стимулирует стремление к самосовершенствованию, развивает личностные, волевые качества, коммуникативные навыки, что положительно сказывается на образовательной деятельности детей.