Творческая лаборатория для детей с ОВЗ по театральному творчеству

19.04.2022

14 апреля 2022 года с целью методического обеспечения образовательной деятельности обучающихся в городе Верещагино Пермского края состоялась творческая лаборатория для детей с ОВЗ по театральному творчеству. Участниками мероприятия стали 40 детей из разных классов.

Творческая лаборатория проходила в МБОУ «Верещагинская школа-интернат для обучающихся с интеллектуальными нарушениями» (Верещагино, ул. Карла Маркса, 2).

В рамках творческой лаборатории проведены мастер-классы по предметам: «Театр танца», «Кукольный театр», «Музыкальный театр». По окончании мастер-классов состоялся круглый стол и консультации педагогов, были даны методические рекомендации.

Для проведения творческой лаборатории были приглашены:

  • З.А. Новикова, педагог-хореограф Вокального ансамбля «Отражение» ДШИ Мотовилихинского района города Перми, педагог-репетитор по хореографии вокального отделения Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края центра «Росток»;
  • А.В. Дегтярникова, старший преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актера Пермского государственного института культуры, художественный руководитель инклюзивного театра «Пространство любви»;
  • А.Г. Синицына, педагог дополнительного образования по театральному искусству Дворца детского (юношеского) творчества города Перми.

Ответственные за организацию и проведение творческой лаборатории: старший методист центра «Росток» Н.А. Сиргиенко, методист А.Н. Сергеева.

Мастер-классы по театральному творчеству

На мастер-классах дети занимались с большим интересом, были активны, выполняли все задания, смогли научиться новым танцевальным движениям, сами изготовили персонажей для театра кукол.

Творческие задания были для них новыми, освоив их, каждый ребенок испытывал чувство удовлетворения. Много внимания уделялось развитию эмоционального интеллекта детей, как способа понимания себя и окружающих, когда ребенок пытается адекватно и социально грамотно выражать весь спектр свих эмоций. Каждый мастер-класс способствовал укреплению самооценки детей и развитию их социальной успешности. Использовались методы арт-терапии, в том числе театра проживания эмоций, с поощрением самостоятельного творчества ребенка в различных областях художественной деятельности.

Мастер-классы направлены на развитие творческих способностей ребенка, развитие его внутреннего мира, памяти, координации движения и ритмической активности, слуха, организованности и внимания. В рамках творческой лаборатории они решают целый спектр задач: образовательных, развивающих, воспитательных.

На занятиях по театральному творчеству дети походят основы психофизического тренинга, учатся основам верного дыхания, чисто-говорения; пробуют оценивать сценические события; знакомятся с законами выстраивания простейшего сценического действия. У детей развивается интерес к театрально-игровой деятельности, развивается способность к перевоплощению; развивается наблюдательность и память.

Погружаясь в художественных мир образов, пережив разнообразные чувства и эмоциональные состояния, ребенок, как правило, становится уверенным в себе, учится понимать и проявлять участие.

Наконец, дети приобщаются к театральной культуре, обогащается их театральный опыт, знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии; воспитывается навык корректной оценки собственных поступков и поступков других детей.

Организация работы с детьми с ОВЗ

Творческая лаборатория для детей с ОВЗ — новая форма работы с детьми, средство познания ребенком себя в деятельности: «Я пробую, я могу», средство проявления познавательной активности и учебной мотивации, развития навыков рефлексии.

Все формы работы с детьми ОВЗ направлены на социализацию детей, которая осуществляется в трех формах: в деятельности, когда у ребенка развиваются задатки и способности; в общении, когда развиваются коммуникативные навыки; в сознании, с развитием самооценки, понимания себя, своих потребностей, интересов, увлечений.

Соответственно, факторы, способствующие социализации детей с ограниченными возможностями, можно разделить на три группы:

  • разнообразные виды деятельности: игра, спорт, занятия видами искусства, творчества и пр.;
  • диагностика, планирование, проектирование, организация самообразования и самовоспитания, контроль, своевременная коррекция отклонений поведения;
  • присутствие на занятии разновозрастного коллектива, как воспитывающей микросреды, которая развивает личность, формирует интересы, вкусы.

Важно, чтобы педагоги на местах стремились создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, помогали им совершенствовать артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения; продолжали знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский и др.)

Реализация занятий с детьми в рамках творческой лаборатории по театральному искусству, имеет социально-педагогическую направленность, успешно сочетая как художественное направление на площадке театральной деятельности, так и решение задач повышения социальной адаптивности детей, испытывающих временные коммуникативные трудности (детей с диагнозами ОВЗ, инвалидностью и нарушениями интеллектуального развития).

Итоги творческой лаборатории

Педагоги получили методические рекомендации по дальнейшему освоению предметов мастер-классов. При необходимости дальнейшей методической помощи, педагоги школы смогут приехать в центр «Росток» для консультации на тему: «Методическое обеспечение образовательной деятельности обучающихся», «Развитие творческих способностей детей с нарушением интеллекта различной степени посредством театральной деятельности», «Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта», «Ритмопластика как средство развития моторной сферы детей с нарушением интеллекта».

Творческая лаборатория проведена на высоком уровне, к учебно-образовательному процессу привлечены высокопрофессиональные педагоги дополнительного образования в сфере театрального, хореографического искусства. Дети получили новые знания, умения, навыки, педагоги получили методические консультации. Все занятия проходили в просторных хорошо освещенных аудиториях, с необходимым техническим обеспечением и наличием расходных материалов, для изготовления кукольных персонажей.

В перспективе творческая лаборатория может осуществлять систематическую поддержку в вопросах просвещения педагогов и родителей детей ОВЗ в области творческой педагогики и психологии.