Итоги конкурса «Я люблю тебя, Россия!»

04.05.2022

3 мая 2022 года в центре «Росток» состоялся заключительный этап краевого конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!». В конкурсе приняло участие 507 человек из Перми, Карагая, Барды, Краснокамска, Чайковского, Лысьвы, Пермского района, Соликамска, Красновишерска, Куеды, Верещагино, Нытвы, Кудымкара, Юсьвы, Полазны, Чердыни, Кунгура, Кочёво, п. Уральский.

Согласно положению о конкурсе, в прослушиваниях принимали участие воспитанники учреждений дополнительного и общего образования, студенты и творческие коллективы. Конкурс проходил по трем номинациям: академическое, народное и эстрадное пение; в трех возрастных группах: от 10 до 13 лет (младшая группа), от 14 до 16 лет (средняя подростковая группа), от 17 до 20 лет (старшая группа).

Традиционно конкурс организован и проведен в канун празднования Дня Победы

Конкурс проводится с целью содействия укреплению и развитию общенационального сознания, воспитания у юных граждан высокой нравственности, гражданской солидарности, чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре и традициям населяющих Россию народов.

Конкурс направлен на решение спектра задач:

  • выявление и поддержка одаренных детей Пермского края, повышение исполнительского мастерства солистов вокального жанра, обновление репертуара вокалистов с учетом культурно-национальных особенностей регионов России;
  • развитие у подрастающего поколения чувства уважения и почитания символов государства, исторических святынь и памятников Отечества;
  • транслирование лучших региональных практик в сфере дополнительного образования детей, передового педагогического опыта.

В 2022 году наша страна отмечает 77-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сколько бы времени ни прошло с мая 1945, жители нашей страны всегда будут помнить о подвиге советских людей в Великой Отечественной войне, и о том, какой ценой досталась нашему народу Победа в битве за мирное небо, независимость Родины, право жить в мире.

77 лет — огромный срок отделяет нас от тех событий, но память о них будет вечна. 9 мая — праздничная дата, которая навеки останется вписанной в мировую историю как триумф единения нашего народа, его сплоченности, духовной мощи и беспримерного подвига.

Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявления в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества.

Искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально психологические, мировоззренческие чувства, а также чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.

Музыка, это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям, в связи с этим большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития учащихся заключаются именно в музыке.

Жюри конкурса патриотической песни

  • В.Г. Архангельский, композитор, аранжировщик, генеральный директор звукозаписывающей компании «AT Sound Records»
  • Л.А. Белецкая, заслуженны работник культуры Российской Федерации, директор ГБПОУ «Пермский краевой колледж искусств и культуры»
  • Ж.М. Калюжная, режиссер массовых мероприятий, педагог по актерскому мастерству
  • Е.А. Михайлова, доцент Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова (Москва), концертная исполнительница народных песен и современных авторов, член содружество «Българи — творци в странство» (Болгария)
  • Е.В. Прозорова, старший преподаватель кафедры сольного пения ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры»
  • С.Г. Селюнина, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования и сольного пения ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры»
  • Е.В. Солдатова, композитор, певица, педагог дополнительного образования ДДЮТ, руководитель студии «Мега саунд» (Москва)
  • Л.Н. Хохлова, профессор, заведующий кафедры сольного пения ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры», заслуженная артистка Марийской АССР

Жюри оценивало каждое выступление по критериям:

  • соответствие произведений тематике конкурса, соответствие репертуара возрастной категории;
  • исполнительское мастерство и техника исполнения, выразительность исполнения, диапазон, чистота интонации, умение пользоваться микрофоном;
  • драматургия произведения, художественный образ, сценическая культура, умение донести до слушателя смысл исполняемого произведения;
  • сценический образ, умение свободно вести себя на сцене, пластично двигаться;
  • уровень художественного вкуса, подбор костюмов, соответствие жанру, стилю, характеру музыки и текста;
  • актерское мастерство, режиссура вокального номера.

Рекомендации жюри конкурса

Члены жюри отметили, что не все произведения, выбранные педагогом и исполнителем, соответствуют тематике конкурса. Не стоит забывать, что работа над репертуаром — основа патриотического воспитания личности ребенка. Целесообразно включать в репертуар такие произведения, которые позволяют решать многие задачи. Выделим наиболее важные из них.

1. Нравственное воспитание школьников. Характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все дети понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания; понятие свободы воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед обществом, в котором они живут. Чтобы решить эту задачу, необходимо подбирать такие песни, которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными для детей.

2. Воспитание музыкального слуха, певческих навыков, музыкальности в целом. При выборе репертуара необходимо учитывать степень сложности материала. В конечном итоге дети должны справиться с исполнительскими трудностями. Здесь важна интуиция и чуткость руководителя, умение верно рассчитать способности своих воспитанников. При этом основным критерием отбора произведений для меня является наличие в песнях яркой, выразительной мелодии, способствующей и вокальному и нравственному воспитанию детей, т.к. с их стороны возникает эмоциональная отзывчивость. Именно мелодия воспитывает больше, нежели словесный текст, именно мелодия создает ощущение прекрасного.

Таким образом, репертуар должен отвечать следующим требованиям:

  • развивающий и воспитательный характер словесно-музыкального материала;
  • доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей;
  • посильность вокально-интонационного материала: степень сложности произведения должна быть посильной, т.е. должна соответствовать уровню подготовленности обучающихся;
  • яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия как интеграция художественного, образного, интонационного);
  • гуманистический характер произведения, утверждение позитивного жизненного начала;
  • отражение гаммы чувств: радости, юмора, сострадания, доброты, красоты, любви, ответственности, дружбы, патриотизма.