14.04.2023
Организаторы блиц-конкурса: Краевой центр художественного образования «Росток» и Дворец детского (юношеского) творчества г. Перми при поддержке Министерства образования и науки Пермского края.
31 марта 2023 года состоялся XI краевой блиц-конкурс учащихся детских художественных школ, художественных отделений детских школ искусств и объединений изобразительного искусства центров дополнительного образования детей «Я рисую».
Блиц-конкурс проводился по номинациям: «Рисунок», «Живопись», «Композиция». Возрастные группы: 12–13 и 14–15 лет. В этом году краевой конкурс «Я рисую» собрал рекордное количество участников — 96 юных художников из Перми и пятнадцати территорий Пермского края.
Конкурс проходил во Дворце детского (юношеского) творчества г. Перми, где участников гостеприимно встретили: уютные классы, подготовленные места для работы конкурсантов, пронумерованные мольберты.
После конкурса ребятам был показан спектакль «У ковчега в 8» образцового детского коллектива театра-студии «КОД» (режиссер Е.В. Шестакова), а на торжественном подведении итогов перед объявлением результатов жюри выступили участники эстрадной студии «Антарес». Ведущая мероприятия — Алла Львовна Астафьева, педагог дополнительного образования, руководитель образцового детского коллектива эстрадно-театральной студии «Прозус Д».
Конкурс прошел успешно. Жюри отметило достаточную подготовленность и нацеленность участников конкурса на результат, умение самостоятельно и последовательно вести работу, достигая завершенности и цельности работы, и, вместе с тем, выявило отдельные проблемы как в номинациях «Рисунок», «Живопись», «Композиция», так и постановке общих художественных учебных задач.
Так, например, общей и серьезной проблемой в рисовании натурных постановок в номинациях «Рисунок» и «Живопись», по-прежнему, остается этап компоновки: большое количество работ, обладающих хорошим построением, моделировкой формы и цветовым решением, значительно проигрывают плохой закомпонованностью предметов в формате листа. Сюда же относится отсутствие сформированного композиционного центра, понятия равновесия композиции. Имеет смысл вырабатывать у учащихся привычку делать предварительные композиционные эскизы, умение переносить компоновку с эскиза на формат, учитывая пропорции формата и используя вспомогательные линии переноса.
В номинации «Рисунок» работы оцениваются с позиций «академического» длительного рисунка, несмотря на небольшое количество часов, выделенное на конкурсе. Важно применять правильный «академический» подход к рисунку, а не заменять его зарисовочным, который отличается упрощенной моделировкой формы, прежде всего характеристиками штриховки. Довольно часто встречаются неточности в тональном решении.
Здесь также можно порекомендовать делать предварительные тональные эскизы, самостоятельно и последовательно вести работу, достигая завершенности и цельности, создавать «линейки» от самого светлого до самого темного, что будет развивать тональное видение учащихся и экономить время в условиях конкурсов или вступительных испытаний. Конечно, во время конкурса сложно выделить время на эскизирование, но, как показывает практика, выработка такого навыка в учебном процессе плодотворно сказывается в перспективе развития юного художника.
Лучшие работы конкурса порадовали хорошей компоновкой и умением последовательно вести работу в целом, а также качественной моделировкой формы, культурой штриха и точным тональным разбором.
В номинации «Живопись» участвовало наибольшее количество человек, поэтому выбор лучших работ был сложным и захватывающе интересным. В целом, эта номинация вызвала наибольшее количество одобрительных отзывов жюри, здесь участники порадовали разнообразием цветового видения: были и тонкие колористические работы и декоративно-контрастные, хорошо удавалась передача теплохолодности и характера искусственного освещения в постановочных натюрмортах. Ясно видно, что педагогам удалось привить ребятам любовь к предмету «Живопись».
Номинация «Композиция», как наиболее сложная, требующая помимо исполнительского мастерства еще и умение креативно мыслить, собрала пусть немного, но самых смелых юных «композиторов». Заданная тема, посвященная году Учителя-наставника, была раскрыта вполне узнаваемо в большинстве работ, выполненных в ходе конкурса. Судя по замыслам и сюжетам, тема оказалась близкой и понятной ребятам. В этом отражается работа педагогов, сумевших пробудить в ребятах своим внимательным отношением благодарное чувство к профессии учителя. В лучших работах есть необходимое чувство цельности содержания и формы, особенно ценимое в композиции.
Педагогу важно уметь в учебном процессе создать условия для раскрытия темы, тогда она откликается в душе юного художника не пустым звуком, а вызывает глубокое сопереживание и желание воплотить свою идею. Для этого имеет смысл применять как можно разнообразные методы и приемы сбора материала: просмотры фильмов, произведений искусств с последующим анализом «кадров» и картин, экскурсии с зарисовками, встречи с интересными людьми и т.п. В условиях конкурса или вступительных испытаний чаще всего реализуются, так называемые, «домашние заготовки», но они вполне отражают общий уровень обученности навыкам композиционного мышления.
В рамках XI краевого блиц-конкурса учащихся детских художественных школ, художественных отделений детских школ искусств и объединений изобразительного искусства центров дополнительного образования детей «Я рисую» прошла творческая лаборатория педагогов изобразительного искусства. С докладами и презентациями выступили девять человек из Перми, Березников, Горнозаводска, Соликамска, п.Октябрьский.
«Использование цветовых гармоний в ДПИ», педагог И.А. Михалева, МАУ ДО «ДШИ» г. Горнозаводска. Ирина Александровна рассказала о своем опыте изучения основ «цветоведения» на занятиях ДПИ на примере аппликаций из фетра.
«Актуальность школьных проектов, роль учителей изобразительного искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения», педагоги Галина Александровна Красноперова, Ольга Александровна Шибанова, МАОУ «СОШ № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла», г. Пермь. Опыт работы целого коллектива школьного дизайнерского центра по оформлению социально-значимых проектов интересен и актуален практикоориентирующим, производственным направлением работы, очень ценно соединение теории и практики художественного образования. Все проекты и мероприятия школы проходят через «художественную обработку» дизайнерского центра, в котором учащиеся вместе с педагогами создают рабочие эскизы для воплощения в жизни. Это и печатная продукция, и театрально-оформительские монументальные декорации спектаклей и мероприятий школы.
Проект «Мой город Пермь, мой Пермский край», педагоги Ольга Сергеевна Щекина, Ольга Андреевна Скрыльникова, МАУ ДО «ДД(Ю)Т» г. Перми удивил результатом. Здесь налицо активное и увлеченное взаимодействие педагогов и ребят: насколько осмысленно подошли ребята к воплощению замысла, подхватили идею педагогов: визуально выразили суть той или иной профессии, с каким монументальным размахом реализовали свой замысел. Проект заряжает интересом к монументальным формам и возможностью применения их в оформлении мероприятий.
Наиболее актуальные презентации будут выложены на сайте центра «Росток».
Куратор конкурса — зав. отделом изобразительного искусства центра «Росток» Ольга Григорьевна Оборина.