Итоги конференции «Дополнительное образование: региональный опыт, открытая перспектива»

23.12.2016

Организаторы конференции: Министерство образования и науки Пермского края, Министерство культуры Пермского края, Пермский государственный институт культуры, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Краевой центр художественного образования «Росток».

8 и 9 декабря 2016 года в Пермском государственном институте культуры прошла Краевая научно-практическая конференция «Дополнительное образование: региональный опыт, открытая перспектива». Участниками конференции стали 242 педагогических работника основного и дополнительного образования из 107 образовательных организаций и 36 территорий Пермского края, в том числе представители высшей школы.

На конференции работало пять секций:

  • «Методическое обеспечение образовательного процесса: инновационные форматы методической работы»;
  • «Формирование развивающей среды для учащихся с ОВЗ в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы»;
  • «Инклюзивные практики в художественном образовании детей»;
  • «Творческие проекты в образовательной практике: управленческий, содержательный и воспитательный аспекты»;
  • «Творческая активность педагогов, детей и родителей как условие достижения нового качества дополнительного образования».

Во время работы конференции состоялось обсуждение актуальных проблем дополнительного образования.

В рамках работы конференции был организован круглый стол «Образование без границ. Возможности дополнительного образования — детям с ОВЗ», в котором приняли участие не только руководители и педагогические работники учреждений дополнительного образования, но и представители общественных организаций, работающие с особыми категориями детей.

На пленарном заседании была рассмотрена тема актуальных направлений развития дополнительного образования, обсуждались основные тенденции развития художественного образования в Пермском крае, подняты важные проблемы, касающиеся инклюзивного образования, развития региональной системы дополнительного образования для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, рассматривался вопрос о создание специальных условий дополнительного образования детей с ОВЗ.

Заслушав и обсудив доклады и сообщения выступающих, обобщив итоги пленарного заседания и круглого стола, участники конференции отметили возрастающую роль дополнительного образования как ресурса развития личности, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. В то же время, докладчики, слушатели и модераторы секций отметили и нерешенные проблемы. Так, руководители образовательных организаций и педагоги дополнительного образования в основной массе не готовы к работе с особыми категориями учащихся в дополнительном образовании. Педагогические работники не имеют специальных знаний в области коррекционной педагогики, не владеют специфическими методиками, многие работают, опираясь на интуитивный опыт, используя личностно-ориентированный подход.

Проведенная во время конференции аналитическая и экспертная работа, анализ лучших педагогических практик, сложившихся в Пермском крае, позволяет выступить со следующими рекомендациями.

  1. Организовать в регионе систематическое обучение педагогов дополнительного образования по работе с детьми ОВЗ в рамках программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).
  2. Содействовать доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ, в том числе в труднодоступных и малонаселенных территориях, способствовать развитию дополнительного образования посредством дистанционных образовательных технологий.
  3. Создать базу методических материалов, учебных пособий и практических разработок для работы с особыми категориями учащихся в системе дополнительного образования.
  4. Продолжить практику проведения профессиональных конкурсов педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами.
  5. Поддерживать лучшие практики развития, воспитания и социализации детей, сложившиеся в дополнительном образовании региона, совершенствовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями.
  6. Создать информационный ресурс, который бы аккумулировал все информационно-методические материалы по организации и развитию системы дополнительного образования для детей с ОВЗ.