Состоялась творческая лаборатория по игровым технологиям

05.10.2017

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы и реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование детей», в центре «Росток» запланирован цикл мероприятий, направленных на оказание образовательных услуг педагогам дополнительного образования, работающим с детьми ОВЗ.

С 24 по 30 сентября 2017 года состоялась творческая лаборатория «Игровые технологии, работа с художественными материалами, сказкотерапевтические модули дошкольного и начального школьного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья». В работе творческой лаборатории приняло участие 36 человек из 12 территорий Пермского края (Пермь, Чайковский, Чусовой, Губаха, Оханск, Кунгур, Березники, с. Карагай, ЗАТО Звездный, районы: Пермский, Кунгурский, Краснокамский).

Творческая лаборатория организована с целью знакомства с технологиями создания сказко-терапевтических программ и дидактических модулей, с возможностью дальнейшего использования в образовательном, воспитательном, терапевтическом, творческом процессах, получения опыта создания сказочных историй, направленных на гармонизацию состояния ребенка, познание мира и себя, формирующих мотивацию к обучению и развитию.

Ведущие педагоги творческой лаборатории:

  • Елена Михайловна Поплянова, композитор, Заслуженный работник культуры РФ, автор методики «Видим, слышим, говорим и двигаемся на уроках музыки», г. Челябинск.
  • Татьяна Михайловна Грабенко, кандидат педагогических наук, доцент Института специальной педагогики и психологии международного университета им. Р. Валленберга, психолог ЮНИСЕФ, сертифицированный тренер SNEF, директор Центра обучения креативным технологиям и гуманизации образования, руководитель школы игровых технологий, проректор по научной работе Института сказко-терапии, г. Санкт-Петербург.
  • Татьяна Ивановна Порошина, психолог, научный сотрудник ГАУДПО Институт развития образования Пермского края, г. Пермь.

Сказко-терапия, или сказко-коррекция, с успехом применяется для диагностики детей и взрослых для коррекции различных отклонений, а также с целью профилактики и развития творческих способностей.

Сказко-терапия — это относительно молодое направление в отечественной педагогике и психологии, целая система по развитию эмоционального интеллекта, саморегуляции и чуткости, формирования истинных ценностей человека и его нравственности.

Слушатели творческой лаборатории на лекционных и практических занятиях познакомились с многофункциональными сказко-терапевтическими программами, которые развивают эмоционально-волевую сферу ребенка, корректируют возникшие у него эмоциональные проблемы, развивают его личность, формируют созидательную систему ценностей.

Педагоги самостоятельно разрабатывали сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению.

Как выяснилось, наибольшей популярностью среди педагогов образовательных учреждений пользуются дидактические сказки (преследующие обучающие и воспитательные цели), художественные сказки (эстетические цели, развитие умений понимать и чувствовать искусство, наслаждаться красотой слова), и, конечно, психологические сказки (цели развития личностных качеств, способностей, психокоррекции, диагностики скрытых проблем ребенка).

Известно, что дети с «особыми нуждами» — сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, с детьми бывает трудно установить «обратную связь».

Чтобы получить, «почувствовать» результат, педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы — как традиционные, так и нетрадиционные. Основным ставится принцип личностно-ориентированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию «особого» ребенка, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителя, всей семьи.

Также, в работе творческой лаборатории много внимания уделялось психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и детей инвалидов, в условиях реализации программ дополнительного образования, направленных на успешную адаптацию, реабилитацию и личностный рост особого ребенка.

Педагоги рассмотрели необходимость изучения и использования ресурсов взаимодействия с семьями, родителями детей с ОВЗ, в том числе в условиях инклюзивных форм дополнительного образования.

В рамках творческой лаборатории прошли мастер-классы, с участием детей с ОВЗ:

  • «Особенности работы с детьми ОВЗ в классе академического вокала», вед: К.М. Калимуллина, преподаватель МАУДО ДШИ № 15 города Перми;
  • «Особенности работы с детьми ОВЗ в классе академического вокала», вед: С.В. Польщикова, преподаватель МАУДО ДШИ с. Карагай;
  • «Особенности работы с детьми ОВЗ в классе фортепиано, вед: О.Ю. Пономаренко, преподаватель МАУДО ДДЮТ города Перми;
  • «Особенности работы с детьми ОВЗ в классе флейты», вед: Е.А. Мочалова, преподаватель МАУДО ДМШ № 4 города Перми;
  • «Творческая реабилитация ребенка инвалида средствами театра», вед: А.В. Дегтярникова, художественный руководитель инклюзивного театра студии «Пространство любви», преподаватель по мастерству актера и режиссуре ГБПОУ ПККиК, актриса театров «Большая стирка» и «Новая драма».


Завершающим аккордом творческой лаборатории стал круглый стол по обмену опытом работы в сфере дополнительного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.