Творческая школа «Новые имена» в Суздале

25.07.2019

С 1 по 15 июля 2019 года в Суздале проходила XXVII Международная летняя творческая школа «Новые имена». Делегацию Пермского края представляли победители конкурсного отбора, лучшие учащиеся ДШИ, ДМШ и Художественного училища, ведущие преподаватели города Перми.

Школа традиционно собирает в Суздале талантливых детей со всех уголков России. Она проводится при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства культуры РФ, Департамента культуры города Москвы, Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы и администрации Владимирской области.

За 26 лет здесь побывали около девяти тысяч юных музыкантов и художников из многих регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В этом году Фонд «Новые имена» имени Иветты Вороновой отмечает 30-летие. Участники юбилейных творческих смен — более 300 детей из 20 регионов России.

В программе творческой школы — мастер-классы с профессорами Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Российской академии музыки им. Гнесиных, Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, а также концерты, творческие встречи, открытые уроки и экскурсии. Ребята в этой смене обучались по направлениям: живопись, фортепиано, скрипка, домра, балалайка, труба и саксофон.

В рамках творческой школы проходили мастер-классы (по шесть уроков с каждым учащимся), концерты, творческие встречи, пленэры, художественная выставка, экскурсии, активными участниками которых стали наши учащиеся и преподаватели. Также все преподаватели и учащиеся посещали бассейн, играли в настольный теннис, бадминтон, футбол.

Участники школы от Пермского края

  • Александр Коваленко (фортепиано), преподаватель — Юлия Мееровна Смирнова (доцент ГБПОУ «Пермский музыкальный колледж»).
  • Олеся Яманаева (флейта), преподаватель — Елена Борисовна Смыслова (МАУ ДО города Перми «Детская школа искусств № 9»).
  • София Тюленева (скрипка), преподаватель — Евгений Александрович Шешин, (МАУ ДО города Перми «Детская музыкальная школа № 10 «Динамика»).
  • Алиса Ульрих (изобразительное искусство), учащаяся ДХШ ГБПОУ «Художественное училище (техникум)».

Руководителем делегации Пермского края в этом году стала Марина Николаевна Осокина, преподаватель Детской музыкальной школы № 4 «Кварта», заслуженный работник культуры РФ.

Образовательный процесс и мастер-классы

  • Александр Коваленко (фортепиано), мастер-наставник — Эльмар Вагифович Гасанов, лауреат международных конкурсов, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского.
    • Работа в классе шла над точностью передачи художественного образа, штриховой отделкой, детальной динамикой, агогикой. Особенностью занятий стало требование на каждый следующий урок приносить свежее сочинение из новой программы, что для ребенка после перелома пальца руки представило определенную трудность. Основную часть программы разбирали во время смены, хотя возможностей для занятий пианистов было недостаточно.
  • София Тюленева (скрипка), мастер-наставник — Алексей Викторович Маевский, лауреат международного конкурса.
    • Молодой преподаватель доходчиво и понятно объяснял ребенку приемы скрипичной игры, особенности динамики, необходимые для конкретного произведения штрихи, при этом высоко поднимая планку профессиональных требований.
  • Олеся Яманаева (флейта), мастер-наставник — Олег Валентинович Худяков, заслуженный артист РФ, профессор, декан факультета истории музыкального исполнительства Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
    • Работа велась над исполнительским дыханием, объемным звуком, звуковедением, выразительностью музыкальной фразы.
  • Алиса Ульрих (изобразительное искусство), мастер-наставник — Олег Геннадьевич Кузнецов, член Московского союза художников, член Творческого союза художников России, Международной федерации художников, преподаватель ДХШ № 9 г. Москвы.
    • Все 12 работ юной художницы из Перми были отобраны для выставки Летней творческой школы. Две работы отобраны для выставки в Москве, которая состоится зимой.

Юные музыканты из Перми ежедневно посещали хоровые занятия А.А. Дубровского и приняли участие в составе хора в литературно-музыкальной композиции «Если звезды зажигают…» (режиссер Л.В. Ланских), посвященной 30-летию Фонда «Новые имена». Александр, София и Олеся успешно прошли отбор и приняли участие в отчетных концертах отделений фортепиано, оркестровых струнных и духовых инструментов.

В рамках школы были созданы камерные ансамбли, в составе которых — дети из разных регионов:

  • Олеся Яманаева, флейта (Пермь), Маргарита Стрюкова, флейта (Челябинск), Матвей Хорев, фортепиано (Магнитогорск) — мастер-класс доцента Российской академии музыки им. Гнесиных Ирины Витальевны Силивановой;
  • Александр Коваленко, фортепиано (Пермь), Александра Неснова, скрипка (Ивантеевка), Михаил Шкунтик, виолончель (Санкт-Петербург) — мастер-класс преподавателя Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Нины Давидовны Ломинадзе;
  • София Тюленева, скрипка (Пермь), Карина Каурова, скрипка (Кемерово), Елизавета Рева, фортепиано (Сургут) — мастер-класс доцента Российской академии музыки им. Гнесиных Ирины Витальевны Силивановой.

Высокий профессионализм обоих преподавателей, сочетание опыта, мудрости и юмора Нины Давидовны Ломинадзе с динамичностью, искрометной образностью в подаче материала, яркостью и эмоциональностью Ирины Витальевны Силивановой стали настоящей школой ансамблевой игры для всех детей смены.

Важной составляющей школы является участие сопровождающих преподавателей в образовательном процессе

Руководитель делегации Марина Николаевна Осокина посетила мастер-классы народного артиста РФ, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных, композитора Вячеслава Анатольевича Семёнова и лауреата международных конкурсов Николая Владимировича Сивчука, отметила высокий уровень учащихся, интересную работу над звукоизвлечением, артикуляцией и меховедением.

Помимо уроков и концертов своих учащихся, сопровождающие преподаватели посетили занятия профессора Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки Н.В. Полуновой (флейта), преподавателей МГК им. П.И. Чайковского Н.Л. Агеева (кларнет), Е.В. Мечетиной, творческие встречи с В.А. Семёновым, заслуженным артистом РФ, профессором МГК им. П.И. Чайковского М.А. Готсдинером, концерты открытия и закрытия смены, отчетные концерты всех отделений, художественную выставку.

Ю.М. Смирнова и Н.Л. Яманаева (завуч МАУ ДО ДШИ № 9) приняли активное участие в творческой встрече с заслуженной артисткой РФ, преподавателем МГК им. П.И. Чайковского Екатериной Васильевной Мечетиной, где состоялась дискуссия о проблемах дополнительного музыкального образования детей, профессиональном образовании, импортозамещении в обеспечении учреждений музыкальными инструментами и об аттестации преподавателей.

Ю.М. Смирнова помогала в работе секции камерного ансамбля: подбирала репертуар, редактировала партии, занималась с ансамблями, принимала участие в работе над программой и сценарием концерта.

Для преподавателей это школа педагогического мастерства, обмен опытом с непосредственным участием в репетиционной работе, тренингах, мастер-классах, творческих мастерских, с последующей трансляцией полученного опыта в своих коллективах. Благодаря участию в школе преподаватели смогли не только посмотреть на своих учеников с другой стороны и увидеть новые перспективы их развития, но и оказать им психолого-педагогическую поддержку, благодаря которой дети чувствовали себя более уверенными и защищенными, в отличие от тех учащихся, кто приехал самостоятельно, без попечения взрослых.

По мнению преподавателей, принимавших участие в работе школы, некоторую тревогу внушает новая система с трехгодичным курсом сотрудничества с Фондом «Новые имена». Физическое, умственное, творческое развитие ребенка — процесс не прямолинейный, а зачастую и вовсе непредсказуемый. Планы грамотного преподавателя обязательно включают внутренний классный период, а не только бесконечные публичные выступления. Как выяснилось к концу смены, детей в каждом классе каким-то образом распределили по ранжиру. В частных разговорах «мастера» предупреждали, что отныне на педагогах лежит особая ответственность — стипендиаты, и чтобы остаться в программе, необходимо отчитываться, «показывать рост», хотя алгоритмы наблюдения и контроля учащихся до сих пор не опубликованы и, по сути, еще не разработаны.


В целом участники и преподаватели отметили хорошую организацию школы, творческую наполненность учебного процесса, профессиональную целесообразность, душевную атмосферу и разнообразный досуг.