25.07.2019
С 1 по 15 июля 2019 года в Суздале проходила XXVII Международная летняя творческая школа «Новые имена». Делегацию Пермского края представляли победители конкурсного отбора, лучшие учащиеся ДШИ, ДМШ и Художественного училища, ведущие преподаватели города Перми.
Школа традиционно собирает в Суздале талантливых детей со всех уголков России. Она проводится при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства культуры РФ, Департамента культуры города Москвы, Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы и администрации Владимирской области.
За 26 лет здесь побывали около девяти тысяч юных музыкантов и художников из многих регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В этом году Фонд «Новые имена» имени Иветты Вороновой отмечает 30-летие. Участники юбилейных творческих смен — более 300 детей из 20 регионов России.
В программе творческой школы — мастер-классы с профессорами Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Российской академии музыки им. Гнесиных, Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, а также концерты, творческие встречи, открытые уроки и экскурсии. Ребята в этой смене обучались по направлениям: живопись, фортепиано, скрипка, домра, балалайка, труба и саксофон.
В рамках творческой школы проходили мастер-классы (по шесть уроков с каждым учащимся), концерты, творческие встречи, пленэры, художественная выставка, экскурсии, активными участниками которых стали наши учащиеся и преподаватели. Также все преподаватели и учащиеся посещали бассейн, играли в настольный теннис, бадминтон, футбол.
Руководителем делегации Пермского края в этом году стала Марина Николаевна Осокина, преподаватель Детской музыкальной школы № 4 «Кварта», заслуженный работник культуры РФ.
Юные музыканты из Перми ежедневно посещали хоровые занятия А.А. Дубровского и приняли участие в составе хора в литературно-музыкальной композиции «Если звезды зажигают…» (режиссер Л.В. Ланских), посвященной 30-летию Фонда «Новые имена». Александр, София и Олеся успешно прошли отбор и приняли участие в отчетных концертах отделений фортепиано, оркестровых струнных и духовых инструментов.
Высокий профессионализм обоих преподавателей, сочетание опыта, мудрости и юмора Нины Давидовны Ломинадзе с динамичностью, искрометной образностью в подаче материала, яркостью и эмоциональностью Ирины Витальевны Силивановой стали настоящей школой ансамблевой игры для всех детей смены.
Руководитель делегации Марина Николаевна Осокина посетила мастер-классы народного артиста РФ, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных, композитора Вячеслава Анатольевича Семёнова и лауреата международных конкурсов Николая Владимировича Сивчука, отметила высокий уровень учащихся, интересную работу над звукоизвлечением, артикуляцией и меховедением.
Помимо уроков и концертов своих учащихся, сопровождающие преподаватели посетили занятия профессора Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки Н.В. Полуновой (флейта), преподавателей МГК им. П.И. Чайковского Н.Л. Агеева (кларнет), Е.В. Мечетиной, творческие встречи с В.А. Семёновым, заслуженным артистом РФ, профессором МГК им. П.И. Чайковского М.А. Готсдинером, концерты открытия и закрытия смены, отчетные концерты всех отделений, художественную выставку.
Ю.М. Смирнова и Н.Л. Яманаева (завуч МАУ ДО ДШИ № 9) приняли активное участие в творческой встрече с заслуженной артисткой РФ, преподавателем МГК им. П.И. Чайковского Екатериной Васильевной Мечетиной, где состоялась дискуссия о проблемах дополнительного музыкального образования детей, профессиональном образовании, импортозамещении в обеспечении учреждений музыкальными инструментами и об аттестации преподавателей.
Ю.М. Смирнова помогала в работе секции камерного ансамбля: подбирала репертуар, редактировала партии, занималась с ансамблями, принимала участие в работе над программой и сценарием концерта.
Для преподавателей это школа педагогического мастерства, обмен опытом с непосредственным участием в репетиционной работе, тренингах, мастер-классах, творческих мастерских, с последующей трансляцией полученного опыта в своих коллективах. Благодаря участию в школе преподаватели смогли не только посмотреть на своих учеников с другой стороны и увидеть новые перспективы их развития, но и оказать им психолого-педагогическую поддержку, благодаря которой дети чувствовали себя более уверенными и защищенными, в отличие от тех учащихся, кто приехал самостоятельно, без попечения взрослых.
По мнению преподавателей, принимавших участие в работе школы, некоторую тревогу внушает новая система с трехгодичным курсом сотрудничества с Фондом «Новые имена». Физическое, умственное, творческое развитие ребенка — процесс не прямолинейный, а зачастую и вовсе непредсказуемый. Планы грамотного преподавателя обязательно включают внутренний классный период, а не только бесконечные публичные выступления. Как выяснилось к концу смены, детей в каждом классе каким-то образом распределили по ранжиру. В частных разговорах «мастера» предупреждали, что отныне на педагогах лежит особая ответственность — стипендиаты, и чтобы остаться в программе, необходимо отчитываться, «показывать рост», хотя алгоритмы наблюдения и контроля учащихся до сих пор не опубликованы и, по сути, еще не разработаны.
В целом участники и преподаватели отметили хорошую организацию школы, творческую наполненность учебного процесса, профессиональную целесообразность, душевную атмосферу и разнообразный досуг.