Летняя сессия отделения ИЗО

26.07.2019

Главная цель смены — содействие развитию духовно-нравственных основ личности детей, их творческих способностей и эмоционального мироощущения средствами изобразительного искусства.

Основные направления в работе смены:

  • образовательная деятельность;
  • проведение оздоровительных мероприятий;
  • обеспечение оптимальных условий сохранения и укрепления психофизического здоровья детей;
  • обеспечение высокого уровня организации досуга.

С 1 по 21 июля 2019 года состоялась летняя сессия отделения «Изобразительное искусство» школы художественного образования для одаренных детей Пермского края. Сессия проходила на базе Загородного лагеря отдыха и оздоровления детей имени Саши Чекалина Горнозаводского муниципального района.

В работе творческой смены приняли участие 93 человека — учащиеся учреждений дополнительного образования Перми и Пермского края (18 районов) в возрасте от 9 до 17 лет: Пермь (21 человек), Березники (10), Кунгур (7), Кудымкар (2), ЗАТО Звездный (2), Среднеуральск (1), районы: Березовский (4), Бардымский (1), Верещагинский (1), Горнозаводский (12), Ильинский (6), Краснокамский (3), Кунгурский (5), Лысьвенский (3), Нытвенский (6), Ординский (2), Пермский (2), Чайковский (2), Чусовской (3). Продолжили обучение 39 детей, 54 — новый набор.

В течение 21 дня учащиеся занимались по предметам: живопись, рисунок, композиция, ДПИ (текстильная кукла на каркасе, скульптура из природного материала), художественное конструирование из бумаги, дизайн, восприятие искусства, синтез искусства.

Занятия проводились по группам с учетом возраста, способностей детей, годов обучения в соответствии с пятилетней программой «Палитра» школы художественного образования центра «Росток» по три часа утром и два часа вечером, а также в режиме консультаций и индивидуальных занятий по мере необходимости.

Лагерь им. Саши Чекалина расположен в пяти километрах от Горнозаводска на берегу небольшой речки Ламовки. Главная задача летней сессии — научить ребят использовать знания по рисунку, живописи, композиции в условиях открытого пространства при естественном освещении. Занятия живописью и рисунком проходили как в самом лагере, так и в одном из красивейших мест Горнозаводского района — поселке Кусье-Александровском, недалеко от лагеря — куда учащихся вывозили на автобусах.

Образовательный процесс

Образовательный процесс регламентирован образовательной программой, утвержденной педагогическим советом центра «Росток». Деятельность по программе осуществляли лучшие педагоги в области изобразительного искусства Пермского края: профессиональные художники, члены Союза художников, Союза дизайнеров России, преподаватели высшей категории художественных учреждений Перми, Москвы и Санкт-Петербурга. Режим занятий и отдыха был составлен с учетом санитарно-гигиеническим норм.

Один из самых сложных предметов — композицию — в этом году вел по своей авторской методике преподаватель Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К. Рериха, член Союза художников России Ян Вячеславович Литвинов. Занятия по предмету «Композиция» развивали и обобщали темы «Рисунка» и «Живописи», формировали знания о законах композиции, видах цветовых гармоний и умение применить их при исполнении эскиза в станковой композиции.

В курсе декоративно-прикладного искусства учащиеся школы разрабатывали орнаментальную декоративную композицию в круге для украшений из фетра, знакомились с техникой верховой набойки. Итоговой работой стало создание образа текстильной куклы на каркасе (эскизы, подбор и декорирование ткани, поиск вариантов оформления кукольной прически и лица). Во второй части курса ДПИ учащиеся школы познакомились с возможностью использования природного материала, борщевика, для создания скульптурных композиций. Тема предмета «Художественное конструирование из бумаги» этого года — «Древнерусское искусство глазами детей».

Учащиеся занимались созданием авторских макетов на основе изучения традиций русского деревянного зодчества, прикладного искусства и фольклора (русские народные сказки). Сложность заданий обусловлена возрастом и степенью подготовленности детей: от простых масок в младшей группе до изящных макетов наличников и замысловатых избушек на курьих ножках в старших группах. Высокой оценки заслужили работы с ярким творческим подходом, оригинальным смысловым и пластическим решением.

В курсе предмета «Дизайн» были введены «упражнения-скетчи», «упражнения-каракули». Это креативные задания на освоение новых способов творческого мышления, направленные на развитие внимания, памяти, способности генерации новых идей.

Второй год в программу школы включен предмет «Синтез искусств», который вел известный московский художник, арт-терапевт, актер и режиссер психологического театра плейбек (playback) «Точка схода» Олег Петрович Федоров. На его занятиях ребята не только знакомились с особенностями восприятия живописи, музыки, театра, кино, но и пробовали себя в качестве актеров, режиссеров, операторов в коллективном творческом процессе — создании спектакля в духе традиционного русского психологического театра и в жанре современного плейбэк-театра; игровой пантомимы на тему «Скульптуры Пермского края»; поэтического представления по стихам А. Барто и К. Чуковского, выученным по системе Н.В. Демидова, малоизвестного ученика К.С. Станиславского.

Новыми для ребят стали и такие виды деятельности как создание короткометражного художественного фильма из сегодняшней жизни лагеря, воспроизведение картин известных художников в стиле боди-арт и разработка необычного фантазийного панно о встречах учащихся школы с инопланетянами. Но самым важным результатом предмета «Синтез искусств» стало улучшение взаимодействия учащихся в группе при осуществлении коллективной деятельности, взаимопомощь, поддержка, раскрытие глубинных качеств личности и, как следствие, появление уверенности в своих силах.

Участники смены неплохо справились с намеченной программой и добились высоких результатов: из 93 детей 7 — отличники, 9 человек закончили с одной четверкой.

Отличные результаты показали: Виктория Степучева, Елена Кобелева (ДШИ с .Орда); Артем Ломаев (ДШИ им. Р.Н. Розен г. Кунгур); Полина Спицына, Ксения Плишкина (ДШИ г. Лысьва); Александра Белова (ДШИ г. Краснокамск); Полина Реутова (ДХШ № 1 г. Пермь). Лучшие работы учащихся размещены в выставочном зале и на сайте центра «Росток».

Внеучебная деятельность

В традициях проведения летних сессий школы не только образовательная деятельность, но и разнообразные спортивные мероприятия, чему способствовали условия лагеря им. Саши Чекалина, на базе которого проходила сессия (наличие спортзала и комплекса спортивных сооружений на территории).

С целью оздоровления детей проводились турниры по спортивным играм, утренняя зарядка. В течение смены дети активно играли в пионербол, баскетбол, бадминтон. Организованы командные соревнования по пионерболу и веселые старты. Впервые в лагере была проведена сдача норм ГТО для желающих под руководством опытного офицера-воспитателя Пермского кадетского корпуса А.И. Соловьева.

Каждый вечер с ребятами занимались воспитатели, педагоги высшей категории Н.Ю. Кочкина и Т.И. Русских (ЦДТ с. Березовка), О.Л. Петрова (ЦДОД «Радуга» г. Перми), А.И. Соловьев (кадетский корпус), Д.В. Легков (ДШИ № 7 г. Перми), В.Е. Шабалдин (ДШИ г. Верещагино).

С целью раскрытия творческого потенциала детей были разработаны познавательно-игровые мероприятия: вечер знакомства, тимбилдинг «Когда мы едины — мы не победимы», «Разведка-шоу», «Слет НЛО», посвященный всемирному дню НЛО, праздник Ивана Купала, неделя фотопутешествий, «О, шоколад!», посвященный всемирному дню шоколада, «Тайный друг», «Мисс Палитра», «Мистер Палитра», «Пиратский квест», «Минута славы», «Сказочный экспресс», «Посвящение в художники», песни под гитару у костра, дискотеки.

В тихий час по радио велась трансляция произведений русских классиков, а в вечернее время в актовом зале показ мультфильмов и художественных фильмов. Одним из новых направлений в творческой жизни школы стали занятия танцами. Мастер-классы по разучиванию социальных, бальных, народных танцев: «Хастл», «Рег-тайм», «Вальс», «Блюз», «Кадриль» были организованы воспитателем О.Л. Петровой (педагог, методист МАУ ЦДОД «Радуга» г. Перми). На итоговом мероприятии летней сессии исполнен танцевальный флешмоб «Вера в себя».


Заведующая отделением ИЗО — Ольга Григорьевна Оборина.

Работы участников сессии