24 сентября 2021 года на базе Юсьвинской ДШИ состоялся окружной семинар преподавателей ДШИ по теме «Реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей успешной социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».
Семинар проводился в рамках реализации проекта Юсьвинской ДШИ «Звездопад добра», который является победителем краевого конкурса культурно-образовательных проектов при поддержке Министерства культуры Пермского края. Семинар организован центром «Росток», ответственный — Наталия Артуровна Сиргиенко, старший методист, Почетный работник общего образования РФ.
Цель семинара — представление подходов, содержательных решений для реализации программ дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом семинара стало организованное взаимодействие образовательных организаций муниципального и регионального уровня в рамках совместной реализации программ и практик для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Свои мастер-классы показали:
- Светлана Германовна Шабурова, педагог дополнительного образования, руководитель художественной мастерской художественных ремесел центра «Росток»;
- Зинаида Азмугафиевна Новикова, педагог дополнительного образования, хореограф вокального ансамбля «Отражение» ДШИ Мотовилихинского района г. Перми, педагог-репетитор вокального отделения Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края;
- Альбина Рафильевна Ощепкова, художественный руководитель образцового вокального ансамбля «Отражение» ДШИ Мотовилихинского района г. Перми, педагог-репетитор вокального отделения Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края.
Мастер-классы прошли на высоком профессиональном уровне. В завершение состоялся круглый стол, на котором были подведены итоги семинара-практикума, состоялся обмен опытом работы, обсуждались вопросы о проведении краевого конкурса детей с ОВЗ «Поверь в мечту!», особенности подготовки к конкурсу, критерии отбора и правила оформления детских работ, особенности подачи электронной заявки.
По результатам проведения первого выездного семинара-практикума можно сделать вывод, что дополнительное образование детей — актуальный и необходимый компонент системы непрерывного образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей с особенностями развития, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, организации их свободного времени и адаптации в обществе.
Одной из самых тревожных тенденций современного общества стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что сдерживает их в приобретении социальных навыков и порождает трудности интеграции в социум, они остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют.
Любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты государственной политики в интересах инвалидов и их семей. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, с ОВЗ и физически здоровых детей.
На сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования, в основе которых — нормативно-правовое, методическое, информационное, кадровое обеспечение деятельности
- Недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже несмотря на то, что прошли курсы повышения квалификации.
- Отсутствие необходимой материальной базы, специального оборудования для создания средства для организации безбарьерной среды, недостаток методической литературы. В учреждениях дополнительного образования обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития для детей с ОВЗ (в том числе для детей с особой одаренностью).
- Нехватка узких специалистов (дефектологов, сурдологов, логопедов, психологов и т.д.). Организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми возможностями здоровья получится только при слаженной совместной работе всех специалистов.
- Отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в учреждениях дополнительного образования.
- Проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности детства, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Необходимо создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах, создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
Меры, направленные на развитие системы инклюзивного образования
- Проведение краевых и городских инклюзивных праздников по итогам проведения конкурсов, в связи с праздничными датами, организация клубов общения для детей-инвалидов, в целях преодоления социальной разобщенности в обществе и формировании позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
- Создание в муниципальных учреждениях дополнительного образования эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других маломобильных групп населения на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов.
- Создание системы выездных краевых мастер-классов для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также для педагогов, работающих с этой категорией детства.
- Решение задач по вовлеченности детей с ОВЗ в социальную практику, включающую знакомство и практические занятия на базе учреждений дополнительного образования, образовательных организаций общего образования, учреждений культуры с привлечением промышленных предприятий (фабрики и мастерские народных промыслов, типографии, предприятия сувенирной продукции и пр.).
- Упрощение учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования, организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, наглядно-действенным характером содержания образования и др.).
- Проведение семинаров-практикумов, творческих лабораторий и мастер-классов с приглашением ведущих преподавателей страны в сфере дополнительного инклюзивного образования, с трансляцией опыта работы с детьми с ОВЗ.