21.03.2022
18 марта 2022 года в дистанционном формате состоялся X краевой блиц-конкурс учащихся детских художественных школ, художественных отделений детских школ искусств и объединений изобразительного искусства центров дополнительного образования детей «Я рисую».
В конкурсе приняли участие 87 учащихся из 6 учреждений г. Перми: МАУ ДО «Детская школа искусств № 7», МАУ ДО «Детская художественная школа имени Е.Н. Широкова», МАУ ДО «ДШИ № 9», МАУ ДО «Детская школа искусств № 15, МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» (победителей и призеров городского блиц-конкурса «Я рисую») и 15 территорий Пермского края: Березники, Кунгур, Соликамск, Чайковский, ЗАТО Звездный Березовский, Краснокамский, Лысьвенский, Уинский, Чусовской, Чердынский, Чернушинский, Осинский, Ординский, Юрлинский районы.
Впервые в этом году попробовали свои силы учащиеся МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми, МБУ ДО «Чердынская ДШИ», а также МАУ ДО ЦДТ «Исток» г. Перми, чьи дети обучаются в Школе художественного образования для одаренных детей Пермского края.
Блиц-конкурс проводился по номинациям: «Рисунок», «Живопись», «Композиция». Возрастные группы: 12–13 и 14–15 лет.
25 марта в рамках блиц-конкурса состоялась творческая лаборатория педагогов изобразительного искусства.
Второй год блиц-конкурс проводился в дистанционном формате. Несмотря на то, что организаторы конкурса на местах создали хорошие условия для проведения конкурса, обеспечили работу камер видеонаблюдения, по которым жюри имело возможность наблюдать работу участников в режиме реального времени, периодически прерывалась связь, пропадало изображение или звук.
Тем не менее, все участники конкурса с заданием справились. Некоторые закончили работу раньше обозначенного времени, что говорит о хорошей подготовке обучающихся, умении сосредоточиться и последовательно вести работу, достигая завершенности и цельности.
В номинации «Рисунок» высоко оценивались работы с хорошей компоновкой, конструктивным пониманием формы, выразительным тональным решением и передачей пространства.
В номинации «Живопись» были отмечены работы с хорошей компоновкой, цельным колористическим решением, умением «лепить» форму цветом и владением техническими приемами материалов живописи (акварели и гуаши).
В номинации «Композиция» отмечены работы, в которых наиболее полно была раскрыта заданная тема, прослеживалось понимание связи содержания и формы. Тема этого года: «Где согласие и лад, там дело — клад» предполагала умение будущих художников найти сюжеты современной жизни, которые бы наглядно отображали процесс или результаты совместного дружного труда, понимание необходимости такого труда.
В преподавании предметов «Рисунок» и «Живопись» больше внимания уделять постановке натюрморта. Интересный тематический натюрморт вызывает в ученике энтузиазм, восхищение, что способствует хорошему результату. Очень важно, чтобы натюрморты перестали быть рутинным жанром в представлении учеников, потому что, именно в натюрмортных штудиях прививается вкус к серьезной академической школе.
Натюрморт должен быть понятным и интересным по цвето-тоновому решению. Предметы должны быть соотнесены по масштабу и форме. Важно учитывать пространственное решение: на дальнем плане нужно избегать контрастных, дробных драпировок или предметов, тогда как это вполне уместно на втором и первом планах. Нельзя исключать из компоновки постановочных натюрмортов переднего плана, т.к. это лишает взгляд зрителя необходимого «входа» в композицию (передним планом может служить в т.ч. вертикальная плоскость стола).
В работе над натюрмортом необходимо уделять повышенное внимание самому первому этапу работы над постановкой: компоновке. Чтобы ученик не торопился продолжать работу прежде, чем не убедится, что предметы по масштабу соразмерны формату рисунка (не слишком крупные или мелкие). Также в компоновку входит установление взаимоположения предметов и объектов натюрморта, умение ученика избегать невыгодных сторон того или иного ракурса.
Предмет «Композиция» предъявляет исполнителю наиболее серьезные требования: к общему кругозору и профессиональной подготовленности. Поэтому наилучшим способом развития композиционного мышления можно считать выработку умения фиксировать впечатления, выделяя в нем типическое, красивое и интересное.
Разнообразные пленеры, тематические наброски и зарисовки, посещения музеев, театров, выставок, концертов, экскурсии — все это способствует формированию художественного мышления. Современным учащимся особенно не хватает «живых» впечатлений, без которых не может состояться будущий художник.
Учреждения, чьи учащиеся стали победителями и призерами блиц-конкурса, будут награждены книгой о творчестве известных русских художников второй половины 19 века Александра и Павла Сведомских, чье детство и отрочество прошли в родовом имении «Михайловский завод» Пермской губернии.
Куратор конкурса — Ольга Григорьевна Оборина, зав. отделом изобразительного искусства центра «Росток».