Летняя сессия отделения изобразительного искусства

30.08.2022

С 8 по 28 августа 2022 года проходила летняя сессия отделения изобразительного искусства Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края. Сессия проходила на базе МАДОУ «Бардымский детский сад», СП «Колос» (Пермский край, с. Барда, урочище «Турья»).

В работе творческой смены приняли участие 92 человека: учащиеся учреждений дополнительного образования Перми и Пермского края (18 районов) в возрасте 9–17 лет из следующих территорий: Пермь 27, Березники 7, Барда 1, Верещагино 3, Горнозаводский 12, Ильинский 3, Краснокамск 2, Куединский 1, Кунгур 3, Лысьва 2, Кудымкар 1, Нытвенский 3, Ординский 3, Осинский 2, Чайковский 1, Чердынь 4, Чусовой 10, Чернушка 4. Продолжили обучение 45 учащихся, 47 — новый набор.

Основные направления в работе смены:

  • образовательная деятельность;
  • проведение оздоровительных мероприятий;
  • обеспечение оптимальных условий сохранения и укрепления психофизического здоровья детей;
  • обеспечение высокого уровня организации досуга.

Образовательный процесс

В течение 21 дня учащиеся занимались по предметам: живопись, рисунок, композиция, ДПИ (работа с текстилем), портрет, скульптура, восприятие искусства. Занятия проводились по группам с учетом возраста, способностей детей, годам обучения, соответствующих пятилетней программе «Палитра» Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края ГАУДО КЦХО «Росток» по три часа утром, два часа вечером, а также в режиме консультаций и индивидуальных занятий по мере необходимости.

Образовательный процесс регламентирован образовательной программой, утвержденной педагогическим советом ГАУДО КЦХО «Росток». Деятельность по программе осуществляли высокопрофессиональные художники, ведущие педагоги Перми, Кирова и Омска.

Живопись

Предмет «Живопись» проходил в двух основных для освоения живописи материалах: акварели и гуаши. За время летней практики учащиеся познакомились со сложной техникой акварели «ала-прима» при работе над натюрмортом из фруктов, успешно выполнили натюрморты из полевых цветов на цветном картоне в технике «гуашь».

Основной задачей летней сессии было научить учащихся видеть различные оттенки зеленого при написании пейзажа и составлять гармоничные колористические сочетания при изображении городского пейзажа. Особое внимание уделялось композиционному разбору различных планов при выполнении живописных работ на пленэре.

Задания выстраивались с учетом возрастной группы и по принципу от простого к сложному: от натюрморта, пейзажа с ограниченным пространством к многоплановому пейзажу.

Рисунок

Особое внимание в этом году было уделено предмету «Рисунок». Он был выстроен из трех блоков: перспектива, пленэрный рисунок, портрет. Являясь одной из основ изобразительной деятельности, рисунок предполагает использование графических выразительных средств. В ходе курса обучения учащимися выполнялись задания в традиционных материалах (графитный карандаш, гелевая ручка, фломастер, цветной соус, сангина, сепия, уголь).

Перспектива. Цель предмета — развитие пространственного воображения и умение использовать эти знания в работе над рисунком. В ходе курса были рассмотрены способы построения линейной перспективы заданных объектов в экстерьере и интерьере, приемы выполнения чертежной графики. Понимание перспективы позволило учащимся более грамотно воплощать свои замыслы в рисунке, живописи и композиции.

Пленэрный рисунок. Главной целью предмета является передача сюжетных мотивов на двухмерном пространстве листа различными графическими материалами. Через краткосрочные упражнения, изучение текстуры и фактуры различных деревьев, элементов пейзажа, явлений природы, учащиеся овладели приёмами передачи глубины пространства с применением линейной и воздушной перспективы.

Портрет. Для изображения человека с передачей его внутреннего мира был введен курс «Портрет», задачами которого стали: изучение пластической анатомии головы человека, ее построение, определение пропорций, характера движения (анфас, профиль, три четверти разворот). Для остроты восприятия учащихся большое внимание уделялось краткосрочным наброскам с натуры в различных ракурсах. После выполнения работ над пропорциями, характером, движением, учащиеся переходили к теме создания художественного образа.

Композиция

Курс композиции, как важнейший момент организации художественной формы, призван помочь учащимся придать художественному произведению единство и целостность. Композиция как предмет вбирает в себя полученные знания по рисунку, живописи, цветоведению.

В ходе курса обучения, учащиеся выполнили краткосрочные задания с целью изучения разницы подхода к решению картинной плоскости в станковой и декоративной композиции, а также сделали упражнения для изучения общих элементов одного и другого вида творчества: линии, ее роли в композиции, ритма, конфигурации пятна, силуэта, контрастные и дополнительные цвета, их свойства, законы взаимосвязи цветовых пятен, декоративность.

Итоговая работа учащихся — выполнение краткосрочного творческого задания на тему: «Прогулка», «На пленэре» в декоративном решении картинной плоскости.

Декоративно-прикладное искусство

На курсе ДПИ учащиеся Школы знакомились с возможностями художественного текстиля: изучали основы создания текстильной игрушки, разрабатывали эскизы авторских игрушек, аксессуаров и украшений. Итоговой работой стала реализация творческого проекта «Возьмемся за руки, друзья» (создание текстильного панно со стилизованным образом собственного «Я»).

Скульптура

Курс мастер-классов по скульптуре рассчитан на освоение предмета посредством практических занятий. Первое задание — объемная скульптура малых форм по теме «Животное». Фигурка животного делается без каркаса, что облегчает задачу учащимся. Особое внимание уделяется движению, пластике, как основному средству выразительности в этом виде изобразительного искусства. Так же обсуждаются способы передачи художественного образа. В процессе набора формы из пластилина учащиеся применяют различные приемы скульптурной лепки.

Второе задание — миниатюрная рельефная плитка, которая является основой для отливки декоративного авторского мыла.

Оба задания знакомят ребят с полным циклом создания скульптуры: лепка из пластилина макета, изготовление силиконового молда, отливка формы из гипса, доводка изделия с помощью наждачной бумаги. Во втором варианте вместо гипса в молд заливается мыло.

Подобные уроки в креативной доступной форме дают основы скульптуры, повышают интерес к этому виду искусства, открывают мир творчества в повседневной жизни. Например, возможность делать своими руками оригинальные подарки близким или оформлять интерьеры.

Восприятие искусства

На занятиях по «Восприятию искусства» учащиеся изучали виды и жанры искусства, критерии оценки классического и современного искусства.

Досуговые мероприятия

Освоению учебной программы летней сессии, формированию социальных компетенций: коммуникативности, умения работать в команде способствовали и досуговые мероприятия: проведение Дня пожарной безопасности, утренняя зарядка с пробежкой, купание в бассейне, День самоуправления, Посвящение в художники, в которых ребята смогли проявить себя не только как участники, но и как инициаторы и организаторы.

Результаты сессии

За 21 день проведения сессии дети неплохо справились с намеченной программой и добились высоких результатов: из 79 учащихся 12 отличников, 8 человек закончили с одной четверкой.

Отличные результаты показали: Глумова Мария (ДШИ № 1 г. Чайковский), Кириллова Софья, Онорин Петр (ДХШ при Художественном училище (техникуме) г. Перми), Романов Артем (Школа рисования при Доме художника, г. Пермь), Фирюлина Елена (ДШИ г. Горнозаводск), Борисенко Полина, Каменщикова Ксения, Нурулина Доминика (ДД(Ю)Т г. Березники), Грачева Елизавета (ДШИ г. Краснокамск), Каменских Александр (ДШИ г. Лысьва), Ковальчук Анастасия (ДШИ им. семьи Балабан, г. Чусовой), Мазеина Полина (ДШИ г. Чернушка).

В интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятиях наиболее активно приняли участие: Казанцев Иван, Глумова Мария, Шестакова Соня, Агафонов Дмитрий, Романов Артем, Попов Никита, Горин Михаил, Каменских Александр, Нурулина Доминика, Ермакова Екатерина, Рыбальченко Виктория.

Летняя сессия на базе МАДОУ «Бардымский детский сад», СП «Колос» прошла ярко, интересно, насыщенно.

Зав. отделением ИЗО — Ольга Григорьевна Оборина.

Работы участников сессии