Вторая часть семинара-практикума по школьной театральной педагогике

08.02.2024

С 1 по 3 февраля 2024 года в «Ростке» состоялась вторая часть семинара-практикума «Школьная театральная педагогика в контексте современного образования. Часть II. Перформативность и социальный театр».

В работе семинара-практикума приняли участие 47 человек из 10 территорий Пермского края (г. Пермь, Кунгурский МО, МО «Город Березники», Краснокамский ГО, Частинский МО, Губахинский МО, Чердынский ГО, Нытвенский ГО, Пермский МО, Большесосновский МО).

Ведущие семинара-практикума

Александра Борисовна Никитина — театровед, театральный педагог, театральный критик, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ Урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, сотрудник литературно-педагогической части Театра Роста в Царицыно. Эксперт программы «Театр + школа: точки роста» Союза женщин России. Соавтор и соорганизатор ежегодной Всероссийской конференции школьной театральной педагогики им. Л.А. Сулержицкого «Педагогика искусства». Соавтор и редактор-составитель учебно-методических пособий по теме «Театр и дети»: «Театральная педагогика — школе», «Театральный фестиваль в школе» «Театр, где играют дети», «Педагогика искусства», «Ребенок на сцене», «Современный урок искусства», «Город, как учебник», Театральные каникулы«, «Уроки истории театра» (4 книги), «Программа художественно-эстетического профиля (специализация — театр)», «Августовский педсовет» и другие.

Татьяна Анатольевна Климова — психолог, театральный педагог, старший преподаватель Дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, уч. секретарь секции Театральной психологии и педагогики РПО (Российского психологического общества). Эксперт программы «Театр + школа: точки роста» Союза женщин России. Соавтор и соорганизатор ежегодной Всероссийской конференции школьной театральной педагогики им. Л.А. Сулержицкого «Педагогика искусства». Соавтор учебно-методических пособий: «Педагогика искусства», «Современный урок искусства», «Игра, как основа взаимодействия и коммуникации в инклюзивном образовании», «Августовский педсовет» и другие.

В программе семинара-практикума

Участники семинара изучали практики социального театра, позволяющие работать с личностными высказываниями как детей, так и педагогов. Их значение для создания школьного театра представляется актуальным.

В рамках семинара состоялось знакомство с практиками инклюзивной театральной педагогики на примере работ театра «Пиано», который работает на базе Нижегородской школы-интерната для глухих детей. За свою 37-летнюю историю театр «Пиано» стал участником более 80 международных театральных фестивалей и акций в 18 странах мира, организовал более 100 социокультурных проектов.

Основным открытием для участников семинара-практикума стал полученный опыт самостоятельного создания перформативного действия за один учебный день, включающий этапы сочинительства, репетиций, показа и просмотра нескольких работ коллег. Этот опыт был в обсуждении зафиксирован как выращенная внутренняя способность к такому типу театрального проектирования.

Было также отмечено разнообразие используемых приемов и форм воплощения исходного замысла, глубокая обращенность всех работ к личности человека. Была сформулирована необходимость учитывать множественность типов зрителей и их актуальных состояний, поскольку в подобных практиках каждый зритель превращается в активного участника и соавтора проживаемого театрально-перформативного события.

В ходе работы семинара-практикума рассмотрен целый комплекс вопросов, связанных с поиском сценографического решения для школьных спектаклей.

Итоги обучения

Для педагогических работников и руководителей школьных театров образовательных организаций общего и дополнительного образования Пермского края актуальным является продолжение обучения по теме «Школьная театральная педагогика в контексте современного образования».

После прохождения обучения слушатели отметили возросшую собственную открытость, желание узнавать новое, готовность пробовать и входить в неизвестные образовательные практики. Участниками было отмечено, что работа в команде сегодня особенно актуальна, поскольку именно возможность узнать об опыте коллег позволяет расширить образовательный эффект курсов, инициируя общение и обмен идеями во время семинаров и между семинарами.