Программа, разработанная для детей с ограниченными возможностями здоровья, решает следующие задачи: развитие общей и мелкой моторики и мимики; развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, закрепление звуков речи; развитие психических процессов; развитие координации движений, ориентировки в пространстве; музыкального слуха и слухового внимания; развитие речевой активности детей, умения связывать движения со словом.
Цель программы — обучить детей основам музейно-краеведческой работы. Обучающиеся знакомятся с методиками сбора и комплектования фондов школьного музея, изучения собранного материала, оформления и учета музейных предметов, составления картотеки, методикой проведения и подготовки музейных экскурсий. Программа способствует формированию патриотических качеств подрастающего поколения, развитию чувства гордости за свою малую Родину.
Программа рассчитана на детей ОВЗ. В процессе обучения дети знакомятся с памятниками природы Суксунского района, получают первоначальные туристические навыки. Организуется экологическая деятельность. Работа по программе выстраивается в соответствии с характеристиками детей, зачастую больше времени уделяется индивидуальной работе.
Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому ребенка-инвалида. Программа способствует развитию творческого потенциала ребенка посредством овладения различными техниками конструирования из бумаги и техниками художественной росписи изделий.
Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому ребенка-инвалида. Программа имеет художественную и оздоровительную направленность (развитие мелкой моторики). Она создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей обучающегося с учетом его возможностей и мотивации. Краеведческий компонент выражен в содержании программы.
Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому ребенка-инвалида. Данная программа разработана для развития эстетического вкуса, творческого потенциала, оздоровления. Занятия с использованием камней (стоун-терапия — лечение камнями) — одна из самых мощных форм энергетической медицины. Обучающийся в процессе освоения программы успешно развивает свое индивидуальное творчество, приобретает опыт социально-полезной практики при применении приобретенных знаний и умений в своих творческих работах по оформлению интерьера.
Целевая аудитория — учащиеся с интеллектуальными нарушениями. Цель программы — гармоничное физическое развитие, укрепление здоровья, социальная адаптация и интеграция в социум учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа содержит рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса юных футболистов на различных этапах многолетней подготовки. Она включает в себя организационно-методическую структуру для проведения тренировочного процесса, план-схему годичного тренировочного цикла, контрольно-нормативные требования, программный материал для теоретических и практических занятий, восстановительные мероприятия, психологическую подготовку, воспитательные мероприятия, педагогический и медико-биологический контроль, особенности спортивного питания футболистов, материально-техническое обеспечение тренировочного процесса. В программе представлен широкий круг средств и методов физической и технической подготовки (подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие координационных способностей, скоростных качеств, выносливости, а главное, на развитие компенсаторных возможностей организма и коррекцию имеющихся физических или психических отклонений, профилактику и реабилитацию после соматических заболеваний).
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по обучению художественной лепке для детей с ОВЗ «Надежда» ориентирована на детей с разными заболеваниями (слух, задержка психического развития, ДЦП, синдром Дауна). Программа направлена на развитие мелкой моторики, познавательных процессов, воспитание самостоятельности. К программе приложены два индивидуальных учебно-тематических плана, разработанных на детей-инвалидов: мальчик 9 лет (3 год обучения, ДЦП) и девочка 8 лет (4 год обучения, синдром Дауна).
Программа ДПИ для обучающихся начального звена «Школы для детей с ОВЗ». Нацелена на особые образовательные потребности детей, способствует преодолению трудностей во взаимодействии с окружающим миром, общении с другими людьми, процессов усвоения и воспроизводства социального опыта, развитию способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере, развитию моторики, формированию навыков самообслуживания, самооценки.
Программа направлена на решение проблемы занятости детей с ограниченными возможностями здоровья в свободное время, их социальной адаптации, нацелена на развитие их творческого, интеллектуального потенциала. Формы организации образовательного процесса — групповое и индивидуальное обучение. Отличительные особенности программы: применение специальных методов и технологий, которые способствуют социальной адаптации детей и их интеграции в обществе; допрофессиональная подготовка детей с ОВЗ; формирование навыков самообслуживания и подготовка детей к самостоятельной будущей жизни; тесное сотрудничество с родителями, оказание им психолого-педагогической поддержки.
Адаптированная модульная программа для детей с нарушением психики. В программе четыре модуля: «В стране Листопадии», «Картонное кружево», «Работа с мешковиной», «Удивительная соломка». На занятиях дети учатся работать руками, создавать вещи, необходимые в хозяйстве, много посещают выставок, встречаются с мастерами. Значимой составляющей программы является занятия на природе.
Программа направлена на развитие художественного вкуса, творческих способностей средствами ДПИ, а также на развитие мелкой моторики рук, наглядно-образного мышления, репродуктивного воображения ребенка, а также социально-трудовую адаптацию детей с ОВЗ. Программа знакомит с основными понятиями и базовыми формами бумагопластики, пластилинографии и бисероплетения, обучает несложными приемам работы с бумагой, пластилином, бисером.
Формирование у детей с умственной отсталостью умений и навыков рисования через ознакомление с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения; содействие формированию нравственно-эстетической отзывчивости прекрасному и безобразному в жизни и в искусстве. Содержание программы предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (обучающийся — зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (обучающийся — художник). В программе: графика, живопись, виды нетрадиционного рисования, пастель.
Программа для занятий адаптивной физической культуры детей с ДЦП.
Программа направлена на социализацию «особых детей». Предполагает решение проблем социальной адаптации детей-инвалидов в среду здоровых детей, активное включение их в ссоциальные и межличностные отношения. Ключевая идея реабилитации заключается в построении разумной перспективы будущей жизнедеятельности ребенка. В зависимости от индивидуальных особенностей и способностей ребенка, состояние его здоровья программа реализуется по двум учебно-тематическим планам (2 и 4 часа в неделю). Форма организации занятий групповая и индивидуальная. Целью программы является создание условий для адаптации «особых» детей в среду детско-взрослой общности посредством развития коммуникативных способностей в процессе овладения различными видами народных ремесел. Осваивая народные ремесла, дети развивают творческие, коммуникативные способности, приобретают нравственные качества личности, самовыражаются и самосовершенствуются, некоторые из них определяются с выбором профессии.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенность программы — соединение экологического образования с творчеством.
Программа рассчитана на детей с ЗПР. Занятия журналистикой способствуют коммуникации, общению детей. Они включают в себя работу с такими техническими средствами, как фотоаппарат, микрофон, компьютер, мобильный телефон. Обучение использованию этих средств способствует социализации детей с отклонениями в развитии, их медиаобразовании.
Программа нацелена на раскрытие творческого потенциала детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, способствующего их более полной социальной адаптации в современном мире. Программа предназначена для детей с ОВЗ (дети-инвалиды, дети с задержкой психического и физического развития, дети с ослабленным здоровьем). Программа модифицированная, в ее основе лежит программа И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки — праздник каждый день» (2007 год). Набор обучающихся в группы свободный: могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес к данному виду деятельности, независимо от физических данных. Предельная наполняемость группы — 15 человек.
Обучение детей с ОВЗ по адаптированной общеобразовательной программе «Игра цветом» создает творческое коррекционно-развивающее пространство, благотворно воздействует на общее, интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями, а также является мощным стимулом творческого развития личности.
Программа является составной частью целевой комплексной программы «Детство. Равные возможности», адресована детям с ДЦП. Программа направлена на музыкально-эстетическое развитие детей, социальную адаптацию, формирование мотивации к преодолению трудностей, развитие моторики, внимания и памяти. Занятия музыкой обогащают внутренний мир ребенка, способствуют расширению кругозора. Обучающиеся по программе «По ступенькам в музыку» неоднократно становились победителями музыкальных конкурсов, проводимых в ДД(Ю)Т, а также принимали участие и становились победителями различных фестивалей и конкурсов городского и краевого уровней.
Данная адаптированная программа является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности, нацелена на формирование развивающей среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи. Занимаясь лепкой, дети овладевают полезными техническими навыками, тренируют руку и глаз, расширяют круг знаний о свойствах материалов.
Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому английскому языку ребенка-инвалида. Программа способствует развитию способности ребенка к общению на английском языке, формированию познавательного интереса и внутренней потребности в знаниях. Программа содействует приобретению познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных компетентностей, развитию социально значимого комплекса жизненно важных навыков. Краеведческий компонент отражен в следующих темах: «Я живу в Гремячинске», «Мой любимый Пермский край», «Животные нашего края».
Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому ребенка-инвалида. Она нацелена на реализацию потребностей обучающегося в овладении и использовании английского языка и информатики как средств коммуникации в информационной, образовательной и социокультурной областях. Программа дает возможность обучающемуся связать воедино знания и умело использовать их в практической деятельности. Краеведческий компонент заложен в содержание программы. Он отражен в темах: «Мой родной край», «Достопримечательности родного города».
Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому обучающегося-инвалида. Программа имеет образовательную, художественную и оздоровительную направленность. Она способствует созданию условий, обеспечивающих развитие творческих способностей обучающегося с учетом его возможностей и мотивации. Программа позволяет раскрыть способности, как общую предпосылку творчества, как предпосылку становления и развития творческой личности. Краеведческий компонент отражен в учебно-тематическом планировании.
Программа индивидуальных занятий с ребенком-инвалидом, имеющим умственную отсталость, ДЦП, нарушение развития рук.
Цель программы: освоение подростками основ медийной культуры и творческих форм самореализации в публичном пространстве.
Программа рассчитана на детей с ЗПР. Программа является познавательной, развивает интеллектуальные способности, ориентирована на мотивационно-познавательную деятельность, расширяет кругозор. В результате реализации программы у детей: уверенность к себе, самоконтроль, готовность решать вопросы в обстановке, отличной от школьной, персональная ответственность.
Дополнительная общеразвивающая программа «Театральные шумы» предназначена для детей-инвалидов, имеющих нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести.
Основной контингент обучающихся — дети и подростки, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, а также страдающие заболеваниями центральной нервной системы. В ходе реализации программы стимулируется развитие двигательных, речевых, социальных и коммуникативных навыков. В программе: основы сценической речи, актерское мастерство и основы сценической грамоты, ритмопластика, репетиционно-постановочные работы и концертная деятельность.
Программа ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья 7—10-летнего возраста. Для творческого развития детей подобраны занятия с ТИКО-конструктором, поскольку они развивают мелкую моторику рук, позволяют корректировать работу с мышечным тонусом кисти рук, развивают творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки.
Авторская программа «Тортила» реализуется в МБУ ДО «ЦДОД «Логос» с 2004 года. Программа «Тортила» для детей с особенностями развития является частью комплексной программы Центра «Логос» по работе с детьми с ОВЗ. В основе программы лежит идея развития, реабилитации, оздоровления, а также адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания. Основными направлениями программы являются: оздоровление детей, профилактика простудных заболеваний, психологическая реабилитация;·создание условий для социализации и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых детей и в среду сверстников;·работа с родителями детей с целью их ознакомления с правовыми документами и обмена информации по интересующим их проблемам; развитие традиций ЗОЖ.
Программа является практической подготовкой обучающихся класса-комплекта к школьной ярмарке детского творчества. На кратковременных занятиях ученикам покажут, расскажут и научат изготовлению поделок из соленого теста. На примере экспонатов этнографической экспозиции школьного музея покажут изделия из бересты. Расскажут, как заготовить бересту и научат изготавливать свои поделки. Совместно с родителями ученик изготовит своими руками сувениры и примет участие в школьной ярмарке.