Образовательные программы отделения народной хореографии

«Русский танец и танцы народов Урала»

Авторы программы: Мария Александровна Максимова, Ирина Андреевна Шипиловская

Соавторы: Сергей Михайлович Онянов, Владимир Николаевич Рыжов

Срок реализации программы — 7 лет (стартовый уровень — 3 года, базовый уровень — 3 года, продвинутый уровень — 1 год)

Формы занятий:

  • репетиция (сценическая, сводная, генеральная)
  • урок технического мастерства, технический зачет
  • учебная беседа
  • видео-занятие
  • класс-урок, класс-концерт
  • занятие-концерт, занятие-конкурс
  • творческая встреча, экскурсия
  • день творчества

Цель программы — создание условий для формирования культурной самоидентичности учащихся, гражданско-патриотического, национального самосознания, воспитания любви к малой Родине через приобщение к культуре и традициям народов Урала средствами танцевального искусства.

Программа «Русский танец и танцы народов Урала» разработана по уровневой технологии и предусматривает три уровня сложности.

Первый уровень — стартовый — включает изучение основных предметов «Основы классического танца» и «Русский танец и танцы народов Урала», которые закладывают основы хореографической подготовки обучающихся. На этом уровне учащиеся на практике изучают «Азбуку танца», особое внимание уделяется привитию навыков исполнения танцевальных движений, элементов народного танца.

  • Изучение классического танца предусматривает постановку корпуса, экзерсис у станка и на середине зала.
  • Работа над русским народным танцем включает изучение основных элементов русского народного танца (комбинации, упражнения, этюды на середине, упражнения на развитие координации).
  • Отработка основных элементов и формирование культуры исполнения национальных танцев осуществляется при изучении танцев народов Урала.

Второй уровень — базовый. Программа базового уровня «Школа танца» нацелена на более глубокое изучение классического, русского, народно-сценического танцев и актерского мастерства.

  • Классический танец — владение терминами программных движений, умение распределять физическую нагрузку, анализировать свое исполнение.
  • Русский народный танец — изучение основных видов русского танца: хоровод, пляска, перепляс, кадриль.
  • Танцы народов Урала — освоение манеры исполнения национальных танцев.

Третий уровень — продвинутый. В программе «Мастера танца» сделан акцент на совершенствование хореографического, технического, сценического и актерского мастерства обучающихся. Особое внимание уделяется профессиональным качествам, концертной деятельности группы.

«Танцуем, играя»

Автор программы — Наталья Шактияровна Абдуллина

Срок реализации программы — 2 года (первый год обучения — 108 часов, второй год обучения — 108 часов)

Формы занятий:

  • учебные занятия, постановочная работа (разучивание танцев), репетиции
  • концертные выступления
  • посещение концертов и просмотр видеозаписей выступления танцевальных коллективов

Цель программы — формирование свободной, яркой творческой личности, способной к самовыражению и саморегуляции на основе художественной (как части духовной) культуры путем приобщения детей к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Программа включает два уровня освоения предмета:

  • первый уровень — 1 год обучения (5–6 лет);
  • второй уровень — 2 год обучения (6–7 лет).

Каждый уровень (этап) художественного образования характеризуется постановкой и решением разных задач с учетом возрастных особенностей учащихся. Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

На первом уровне приобретаются первичные сведения, формируются базовые основы восприятия музыки, развиваются двигательные качества и умения; закладывается фундамент развития творческих способностей и потребности самовыражения в движении под музыку.

На втором уровне развиваются специальные музыкальные способности и музыкальный кругозор; формируются ритмические навыки и умения; актуализируется творческая самореализация; развиваются психические процессы и нравственно-коммуникативные качества личности.

«Классический танец»

Автор программы — Алексей Владимирович Рязанцев

Срок реализации программы — 8 лет (стартовый уровень — 1–4 годы обучения, базовый уровень — 5–7 годы обучения, продвинутый уровень — восьмой год обучения)

Формы занятий:

  • учебные занятия, постановочная работа
  • сводные и генеральные репетиции
  • уроки технического мастерства
  • творческий отчет
  • видео-занятия
  • профильная творческая смена

Цель программы — создание условий для формирования духовно богатой, высоконравственной личности, укрепление психического и физического здоровья детей, развитие индивидуальных способностей обучающихся, в процессе приобретения хореографических навыков и умений по программе классического танца.

Содержание программы опирается на опыт теоретической и практической деятельности нескольких поколений преподавателей Московской Академии хореографии, включая предложения и пожелания Академии Русского балета им. Вагановой.

Отличительной особенностью программы является вариативность: по ней могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и различными физическими возможностям, грамотное тематическое планирование позволит полностью освоить материалы программы. Программа «Обучение классическому танцу» разработана на основе системного подхода и предусматривает три уровня освоения программы.

Стартовый уровень ориентирован на детей, не имеющих хореографической подготовки или имеющим ее начальный уровень. Основной целью работы на данном этапе является формирование у детей единого уровня теоретической и практической подготовки, что необходимо для дальнейшего обучения.

Базовый уровень направлен на усложнение координации в классическом танце. В процессе работы учащиеся знакомятся с более сложными движениями у станка и на середине зала. В работе появляются большие прыжки. Происходит укрепление тела ребенка, развитие кругозора, воспитанники учатся видеть ошибки в исполнении.

Продвинутый уровень предполагает, что экзерсис у станка занимает меньшую часть урока, а экзерсис на середине и прыжки — большую часть. Формируются умения: самостоятельно сочинять простейшие комбинации и представлять их, самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки.