Летняя сессия отделения изобразительного искусства

30.08.2023

С 5 по 25 августа 2023 года на базе МАДОУ «Бардымский детский сад», СП «Колос» (Пермский край, с. Барда, урочище «Турья») проходила летняя сессия отделения ИЗО Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края центра «Росток».

В работе творческой смены приняли участие 91 человек: учащиеся учреждений дополнительного образования в возрасте 9–17 лет из Перми (24 чел.) и 21 территории Пермского края: Березники (6), Кунгур (2), Лысьва (1), Кудымкар (1), Чайковский (1), Чердынь (3), Чусовой (9), Чернушка (4), ЗАТО Звездный (3), Березовский (3), Бардымский (1), Верещагинский (3), Горнозаводский (9), Ильинский (4), Суксунский (1), Куединский (1), Нытвенский (4), Октябрьский (1), Ординский (4), Осинский (1), Пермский (5) районы. Продолжили обучение 50 учащихся, 41 — новый набор.

Основные направления в работе смены:

  • образовательная деятельность;
  • проведение оздоровительных мероприятий;
  • обеспечение оптимальных условий сохранения и укрепления психофизического здоровья детей;
  • обеспечение высокого уровня организации досуга.

Учебный процесс

В течение 21 дня учащиеся занимались по предметам: живопись, рисунок (пленэр, перспектива), композиция, ДПИ (работа с текстилем, плетение из бересты), дизайн, восприятие искусства.

Занятия проводились по три часа утром, два часа вечером (а также в режиме консультаций и индивидуальных занятий по мере необходимости) по группам с учетом возраста, способностей детей, годам обучения, соответствующих пятилетней программе «Палитра» Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края центра «Росток».

Образовательный процесс регламентирован образовательной программой, утвержденной педагогическим советом ГАУДО КЦХО «Росток». Деятельность по программе осуществляли высокопрофессиональные художники, ведущие педагоги Перми, Кирова и Омска.

«Живопись»

Предмет «Живопись» включал в себя работу с гуашью и акварелью. Часть занятий проходила в помещении, где учащиеся писали натюрморты из бытовых предметов, овощей, фруктов и полевых цветов в технике «гуашь», а также осваивали сложную технику акварели ала-прима.

В работе на пленэре особое внимание было уделено развитию у детей пространственного мышления, умению выстраивать планы при написании пейзажа, различать оттенки синего (небо) и зеленого (виды пород деревьев, разнотравье, фрагменты леса).

Задания выстраивались с учетом возрастной группы и по принципу от простого к сложному: от натюрморта, пейзажа с ограниченным пространством к многоплановому пейзажу.

«Рисунок»

Работа по предмету «Рисунок» велась на основе базовых знаний, умений, навыков. Он был выстроен из двух блоков: перспектива и пленэрный рисунок. Смысловой доминантой в заданиях всех групп была настройка на понимание формы и пространственное решение поставленных задач. Технические приемы на взаимодействие линии, штриха и пятна, вербальная настройка через нейролингвистическое программирование с целью образования обратной связи.

Во всех заданиях использовалась методика постадийности выполнения работы. В ходе курса обучения, учащимися выполнялись задания в традиционных материалах (графитный карандаш, гелиевая ручка, фломастер, цветной соус, сангина, сепия, уголь).

«Перспектива»

Цель предмета «Перспектива» — развитие пространственного воображения и умение использовать эти знания в работе над рисунком.

В ходе курса были рассмотрены способы построения линейной перспективы заданных объектов в экстерьере и интерьере, приемы выполнения чертежной графики. Понимание перспективы позволило учащимся более грамотно воплощать свои замыслы в рисунке, живописи и композиции.

«Композиция»

Курс композиции, как важнейший момент организации художественной формы, призван помочь учащимся придать художественному произведению единство и целостность. Композиция как предмет вбирает в себя полученные знания по рисунку, живописи, цветоведению.

Большое внимание на занятиях было уделено объяснению таких базовых понятий как: центр композиции, плановость, равновесие, динамика, статика работе по изучению технологии выполнения различных способов нанесения фактуры, стилизации фигур людей, гор, водоемов, работе в материале на примере творчества современных художников.

Общая тема композиции посвящена Уралу, легендам, сказаниям, традициям. праздникам.

«Декоративно-прикладное искусство»

Курс ДПИ состоял из двух частей: художественная роспись по ткани в технике холодный батик, шибори и узелковый батик; плетение из бересты.

На первой части занятий по декоративно-прикладному искусству ребята создавали платки в технике холодный батик от эскиза до готового изделия, а также изучали разные способы и приемы работы с тканью в технике шибори; учились создавать декоративные узоры на ткани в технике «Узелковый батик» и применяли данную технику в готовых изделиях при окрашивании футболок и аксессуаров.

Во второй части курса учащиеся познакомились с древним народным промыслом-плетением из бересты, получили представление обо всех этапах работы с берестой, начиная с ее заготовки в лесу, обработки, хранения, инструментах, основных приемах работы с берестой. На практических занятиях учащиеся изготовили сухарницу на ножках в технике косого и прямого плетения.

«Дизайн»

Курс предмета «Дизайн» включал в себя разработку архитектурных проектов на базе лагеря СП «Колос» с. Барда. В курс включены теоретические и практические виды деятельности в форме коллективных, групповых и индивидуальных занятий: беседа, рисование с натуры, рисование по памяти, представлению и воображению, декоративная и конструктивная работа, аппликация, объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, анализ выполненных работ и результатов коллективного творчества. Результат работы: публичная защита командных работ.

«Пластика и движение»

В связи с массовым ухудшением здоровья детей школьного возраста (гиподинамия, использование гаджетов) в этом году экспериментально был введен новый предмет «Пластика и движение», цель которого — познакомить учащихся школы с новыми направлениями оздоровительного фитнеса. В начале курса было проведено тестирование, в результате которого выявлено, что у 95% детей нарушение осанки, плоскостопие, ограничение подвижности суставов и слабое развитие мышц. Все это влияет на формирование комплексов, снижение самооценки, что в свою очередь не дает в полной мере проявлять творческий потенциал.

На занятиях были даны упражнения не только на увеличение двигательной активности, координации движений, укрепление мышц, но и развитие воображения, концентрации внимания и раскрытия своего внутреннего «Я».

«Восприятие искусства»

На занятиях по «Восприятию искусства» учащиеся изучали виды и жанры искусства, критерии оценки классического и современного искусства.

Результаты сессии

  • Освоение учебной программы летней сессии в полном объеме
  • Формирование социальных компетенций: коммуникативность, умение работать в команде (внеурочные мероприятия), общая правовая и экономическая грамотность (Федеральная служба налоговой инспекции, г. Чайковский), пожарная безопасность, правила дорожного движения (МЧС Бардымского м.о), профориентация на современные профессии (Центр занятости Бардымского м.о.)
  • Расширение кругозора через знакомство с историей, культурой, традициями с. Барда в рамках экскурсии по Барде, посещения краеведческого музея и бардымской соборной мечети, участие в мастер-классе по изготовление национального татарского блюда «чак-чак»
  • Формирование гражданской идентичности и ответственности через учебные занятия, участие в акциях и мероприятиях (День Государственного флага России, интеллектуальная игра-квиз «По-пермски», Международный культурный форум)
  • Укрепление здоровья обучающихся и формирование установок на здоровый образ жизни (ежедневная утренняя зарядка с пробежкой, спортивные мероприятия, занятия по программе «Пластика и движение», беседы о правильном питании и режиме дня)


За 21 день пребывания на базе МАДОУ «Бардымский детский сад», СП «Колос» дети хорошо справились с намеченной программой и добились высоких результатов: из 91 учащегося 12 отличников, 15 человек закончили с одной четверкой.

Отличные результаты показали: Кириллова Софья (ДХШ при Художественном училище техникуме г. Перми), Романов Артем (Школа рисования при Доме художника, г. Пермь), Агафонова Камилла, Рябова Полина (МАУ ДО ДШИ г. Горнозаводск), Борисенко Полина, Нурулина Доминика (ДД(Ю)Т г. Березники), Большакова Юлия, Корякина Марина (МБУДО ЦДТ «Ровесник», г. Чусовой), Трушникова Анастасия (МАУДО ДШИ № 9 г. Пермь), Истомина Полина (Центральная ДШИ при ПГИК, г. Пермь), Змеева Света (МБУ ДО ДШИ п. Октябрьский), Климова Вероника (МАОУ ДО «Суксунская ДШИ»).

В интеллектуальных творческих и спортивных мероприятиях наиболее активно приняли участие: Романов Артем, Попов Никита, Горин Миша, Каменских Александр, Нурулина Доминика, Попов Егор, Трушникова Анастасия, Мичкова Анна, Марамыгин Никита, Ваулин Никита, Кириллова Софья, Бобровских Дарья, Копытова Полина, Радыгина Дарья, Ганьжин Савелий, Копылов Матвей, Шакирова Света, Суфизянова Мария, Пахтусова Варя.

Летняя сессия на базе МАДОУ «Бардымский детский сад», СП «Колос» прошла ярко, интересно, насыщенно.

Работы участников сессии