Итоги семинара-практикума по школьной театральной педагогике

19.10.2023

27–29 сентября 2023 года в центре «Росток» состоялся краевой семинар-практикум для руководителей школьных театров «Школьная театральная педагогика в контексте современного образования».

В семинаре приняли участие 57 человек из 17 территорий Пермского края: Пермь, Горнозаводск, Кунгур, Березники, Кизел, Краснокамский ГО, Частинский МО, Губахинский МО, Чердынский ГО, Ильинский ГО, Юрлинский МО, Нытвенский ГО, Пермский МО, Большесосновский МО, Верещагинский ГО, Бардымский МО, Добрянский ГО, Кунгурский МО.

В качестве ведущих приглашены:

  • Татьяна Анатольевна Климова — психолог, театральный педагог, старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ, ученый секретарь секции Театральной психологии и педагогики РПО (Российского психологического общества), эксперт программы «Театр + школа: точки роста» Союза женщин России, соавтор и соорганизатор ежегодной Всероссийской конференции школьной театральной педагогики им. Л.А. Сулержицкого «Педагогика искусства», соавтор учебно-методических пособий «Педагогика искусства», «Современный урок искусства», «Игра как основа взаимодействия и коммуникации в инклюзивном образовании», «Августовский педсовет» и другие;
  • Александра Борисовна Никитина — театровед, театральный педагог, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ Урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, сотрудник литературно-педагогической части Театра Роста в Царицыно, эксперт программы «Театр + школа: точки роста» Союза женщин России, соавтор и соорганизатор ежегодной Всероссийской конференции школьной театральной педагогики им. Л.А. Сулержицкого «Педагогика искусства», соавтор и редактор-составитель учебно-методических пособий по теме «Театр и дети» («Театр, где играют дети», «Педагогика искусства», «Ребенок на сцене», «Современный урок искусства», «Город как учебник. Театральные каникулы», «Уроки истории театра», «Театральная педагогика — школе», «Театральный фестиваль в школе», «Программа художественно-эстетического профиля (специализация — театр)», «Августовский педсовет» и другие).

На семинаре-практикуме рассмотрены следующие темы:

  • История театральной педагогики и социальное проектирование
  • Введение в театральную педагогику
  • Модели школьного театра
  • Образовательное событие
  • Безоценочное обсуждение художественного события
  • Работа с метафорой и интерпретацией
  • Опыты контекстного обсуждения и творческое введение в историю культуры
  • На подступах к сценическому прочтению литературного текста
  • Партнерское общение и тренинги, коллективная и групповая работа
     

«В рамках семинара сотрудники ЛСКОП МГПУ познакомили участников с современными концепциями в области театральных образовательных практик, с историй школьной театральной педагогики в России и за рубежом, с актуальными исследованиями в области моделей современного школьного театра. Занятия семинара позволили участникам на собственном опыте прикоснуться к театрально-педагогическому тренингу, практике режиссуры образовательного события, театрально-игровым метафорическим интерактивным формам образовательной деятельности…

Особенно востребованными и вызвавшими наибольший отклик были темы инклюзивных образовательных практик и возможности работы с детьми с ОВЗ; приемы и методы, позволяющие противостоять профессиональному выгоранию педагога; проблемы дисциплины в творческих проектах при не авторитарной педагогике; знакомство с формами современного, в том числе перформативного театра, актуальными для работы в школе.

Участниками семинара была осознана и сформулирована в качестве ближайшей задачи формирование сообщества, работающего по принципам театральных образовательных практик на уровне региона. Предполагается, что это сообщество объединяет учителей-предметников разных областей знания, завучей-организаторов, руководителей театральных студий и иных творческих объединений, педагогов дополнительного образования и школ искусств, сотрудников профессиональных театров, работающих с образовательными учреждениями. В рамках этого сообщества необходимы следующие направления деятельности:

  • налаживание информационных потоков: информирование о новостях, текущих проектах и событиях;
  • методическое направление: база данных пособий, источников и методик;
  • клубное пространство периодических встреч специалистов, работающих в этой области для обмена опытом и приглашения местных специалистов, осмысления происходящих процессов».

А.Б. Никитина