Творческая лаборатория для детей с ОВЗ по театральному творчеству

08.12.2023

29 ноября 2023 года с целью методического обеспечения образовательной деятельности обучающихся в селе Барда Пермского края была проведена творческая лаборатория для детей с ОВЗ и детей-инвалидов по театральному творчеству.

Мероприятие состоялось в МАОУ «Бардымская СКОШИ», количество участников — 60 человек. В рамках творческой лаборатории проведены мастер-классы по предметам: «Актерское мастерство», «Вокальное искусство», «Хореография», «Декоративно-прикладное искусство», круглый стол по вопросам с педагогами лаборатории и педагогами СКОШИ.

Для проведения творческой лаборатории были приглашены:

  • Дегтярникова А.В., старший преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актера ФГБОУ ВО ПГИК, художественный руководитель инклюзивного театра «Пространство любви»;
  • Новикова З.А., педагог-хореограф, педагог-репетитор по хореографии вокального отделения Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края ГАУДО КЦХО «Росток»;
  • Иванцова С.Ю., художественный руководитель и педагог дополнительного образования по эстрадному вокалу детского образцового коллектива «Эстрадная студия «Школьный секрет» МАУДО ЦДТ «Юность» города Перми, педагог-репетитор по вокалу вокального отделения Школы художественного образования для одаренных детей Пермского края ГАУДО КЦХО «Росток»;
  • Синицына А.Г., педагог дополнительного образования по театральному искусству МАУ ДО ДД(ю)Т г. Перми;
  • Усов В.А., актер, педагог актерского мастерства, режиссер инклюзивного театра «Пространство любви».


Творческая лаборатория для детей с ОВЗ — новая форма работы с детьми, это средство познания ребенком себя в деятельности — «Я пробую, я могу», средство повышения познавательной активности и учебной мотивации, развития навыков рефлексии.

Все формы работы с детьми ОВЗ так или иначе направлены на социализацию детей, которая, как правило, осуществляется в трех формах: в деятельности, когда у ребенка развиваются задатки и способности; в общении, когда развиваются коммуникативные навыки; в сознании, с развитием самооценки, понимания себя, своих потребностей, интересов, увлечений.

Соответственно, факторы, способствующие социализации детей с ограниченными возможностями, можно разделить на три группы:

  • разнообразные виды деятельности, такие как игра, спорт, занятия видами искусства, творчества и пр.;
  • диагностика, планирование, проектирование, организация самообразования и самовоспитания, контроль, своевременная коррекция отклонений поведения;
  • присутствие на занятии разновозрастного коллектива, как воспитывающей микросреды, которая развивает личность, формирует интересы, вкусы.


Дети занимались с большим интересом, были активны, выполняли все задания, на каждом мастер-классе смогли научиться новому: танцевальным движениям, выучили новые песни к Новому году, сами изготовили сказочные образы, попробовали взаимодействовать друг с другом на уроках актерского мастерства.

Развивая творческие способности ребенка, мы развиваем его внутренний мир, его память, координацию движения и ритмическую активность, слух, организованность и внимание.

Все эти качества нужны каждому человеку в современном мире. Погружаясь в мир музыки, пережив разнообразные чувства и эмоциональные состояния, ребенок станет уверенным в себе, научиться пониманию и состраданию.

От заинтересованности ребенка к театру, музыке, хореографии зависит развитие творческих способностей.

Искусство является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно в нем существовать и взаимодействовать.

Рациональное сочетание различных направлений творческой деятельности способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, стимулирует стремление к самосовершенствованию, развивает личностные, волевые качества, коммуникативные навыки, что положительно сказывается на образовательной деятельности детей.