Межведомственный банк дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Логоритмика»

  • Авторы: Адыхамова Ольга Владиславовна, учитель-логопед, Субботина Ольга Алексеевна, музыкальный руководитель, МАДОУ «Добрянский детский сад № 13»
  • Направленность программы: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы
  • Срок реализации: 1 год обучения
  • Возраст обучающихся: 3–7 лет

Программа, разработанная для детей с ограниченными возможностями здоровья, решает следующие задачи: развитие общей и мелкой моторики и мимики; развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, закрепление звуков речи; развитие психических процессов; развитие координации движений, ориентировки в пространстве; музыкального слуха и слухового внимания; развитие речевой активности детей, умения связывать движения со словом.

Музей «Древо Школьной Жизни»

  • Автор: Антипина Татьяна Алексеевна, учитель, обществознание и история, руководитель кружка, МАОУ Средняя образовательная школа № 8
  • Направленность программы: туристско-краеведческая
  • Срок реализации: 2 года (68 час.)
  • Возраст обучающихся: 12–13 лет

Цель программы — обучить детей основам музейно-краеведческой работы. Обучающиеся знакомятся с методиками сбора и комплектования фондов школьного музея, изучения собранного материала, оформления и учета музейных предметов, составления картотеки, методикой проведения и подготовки музейных экскурсий. Программа способствует формированию патриотических качеств подрастающего поколения, развитию чувства гордости за свою малую Родину.

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования по туризму

  • Авторы: Волкова Татьяна Васильевна, зам. директора по УВР, Кудашев Александр Юрьевич, педагог организатор, МАОУ ДО «Дом детского творчества», п. Суксун
  • Направленность программы: туристско-краеведческая
  • Срок реализации: 1 год (72 час.)
  • Возраст обучающихся: 12–17 лет

Программа рассчитана на детей ОВЗ. В процессе обучения дети знакомятся с памятниками природы Суксунского района, получают первоначальные туристические навыки. Организуется экологическая деятельность. Работа по программе выстраивается в соответствии с характеристиками детей, зачастую больше времени уделяется индивидуальной работе.

«Бумагопластика»

  • Автор: Габер Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования, прикладное творчество, МБУ ДО «Дом детского творчества», г. Гремячинск
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 3 года (первый год — 144 час., второй и третий год — по 216 час.)
  • Возраст обучающихся: 10–18 лет

Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому ребенка-инвалида. Программа способствует развитию творческого потенциала ребенка посредством овладения различными техниками конструирования из бумаги и техниками художественной росписи изделий.

«Душа камня»

  • Автор: Габер Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования, прикладное творчество, МБУ ДО «Дом детского творчества», г. Гремячинск
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 2 года (по 216 час.)
  • Возраст обучающихся: 18–20 лет

Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому ребенка-инвалида. Программа имеет художественную и оздоровительную направленность (развитие мелкой моторики). Она создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей обучающегося с учетом его возможностей и мотивации. Краеведческий компонент выражен в содержании программы.

«Камень в интерьере»

  • Автор: Габер Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования, прикладное творчество, МБУ ДО «Дом детского творчества», г. Гремячинск
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 1 год (216 час.)
  • Возраст обучающихся: 19–20 лет

Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому ребенка-инвалида. Данная программа разработана для развития эстетического вкуса, творческого потенциала, оздоровления. Занятия с использованием камней (стоун-терапия — лечение камнями) — одна из самых мощных форм энергетической медицины. Обучающийся в процессе освоения программы успешно развивает свое индивидуальное творчество, приобретает опыт социально-полезной практики при применении приобретенных знаний и умений в своих творческих работах по оформлению интерьера.

Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа для лиц с интеллектуальными нарушениями по виду спорта «Футбол»

  • Автор: Гилева Галина Афонасьевна, тренер-преподаватель, МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа», г. Верещагино
  • Направленность программы: физкультурно-спортивная
  • Срок реализации: 8 лет
  • Возраст обучающихся: 8–15 лет

Целевая аудитория — учащиеся с интеллектуальными нарушениями. Цель программы — гармоничное физическое развитие, укрепление здоровья, социальная адаптация и интеграция в социум учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа содержит рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса юных футболистов на различных этапах многолетней подготовки. Она включает в себя организационно-методическую структуру для проведения тренировочного процесса, план-схему годичного тренировочного цикла, контрольно-нормативные требования, программный материал для теоретических и практических занятий, восстановительные мероприятия, психологическую подготовку, воспитательные мероприятия, педагогический и медико-биологический контроль, особенности спортивного питания футболистов, материально-техническое обеспечение тренировочного процесса. В программе представлен широкий круг средств и методов физической и технической подготовки (подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие координационных способностей, скоростных качеств, выносливости, а главное, на развитие компенсаторных возможностей организма и коррекцию имеющихся физических или психических отклонений, профилактику и реабилитацию после соматических заболеваний).

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по обучению художественной лепке для детей с ОВЗ «Надежда»

  • Автор: Глухова Светлана Леонидовна, педагог дополнительного образования, творческое объединение «Прекрасное своими руками», МБОУ ДО «Центр детского творчества», с. Березовка
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 1–4 года
  • Возраст обучающихся: 4–16 лет

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по обучению художественной лепке для детей с ОВЗ «Надежда» ориентирована на детей с разными заболеваниями (слух, задержка психического развития, ДЦП, синдром Дауна). Программа направлена на развитие мелкой моторики, познавательных процессов, воспитание самостоятельности. К программе приложены два индивидуальных учебно-тематических плана, разработанных на детей-инвалидов: мальчик 9 лет (3 год обучения, ДЦП) и девочка 8 лет (4 год обучения, синдром Дауна).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоббиты»

  • Автор: Горошникова Марина Михайловна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества», г. Лысьва
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 4 года (72 час. в год)
  • Возраст обучающихся: 6–10 лет

Программа ДПИ для обучающихся начального звена «Школы для детей с ОВЗ». Нацелена на особые образовательные потребности детей, способствует преодолению трудностей во взаимодействии с окружающим миром, общении с другими людьми, процессов усвоения и воспроизводства социального опыта, развитию способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере, развитию моторики, формированию навыков самообслуживания, самооценки.

Добро через дело

  • Автор: Елькина Елена Александровна, педагог дополнительного образования, декоративно-прикладное творчество, МАУ ДО Дом детского творчества «Искорка», г. Чайковский
  • Направленность программы: социально-педагогическая
  • Срок реализации: 3 года, 216 час. (группа), 108 час. (индивидуальные занятия)
  • Возраст обучающихся: 6–18 лет

Программа направлена на решение проблемы занятости детей с ограниченными возможностями здоровья в свободное время, их социальной адаптации, нацелена на развитие их творческого, интеллектуального потенциала. Формы организации образовательного процесса — групповое и индивидуальное обучение. Отличительные особенности программы: применение специальных методов и технологий, которые способствуют социальной адаптации детей и их интеграции в обществе; допрофессиональная подготовка детей с ОВЗ; формирование навыков самообслуживания и подготовка детей к самостоятельной будущей жизни; тесное сотрудничество с родителями, оказание им психолого-педагогической поддержки.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы все можем»

  • Автор: Зимникова Тамара Дмитриевна, педагог дополнительного образования, ДПИ/ИЗОМАУ ДО «Детско-юношеский центр имени Василия Соломина», г. Пермь
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 144 часа (1 год обучения), 216 часов (2–4 года обучения).
  • Возраст обучающихся: 7–12 лет

Адаптированная модульная программа для детей с нарушением психики. В программе четыре модуля: «В стране Листопадии», «Картонное кружево», «Работа с мешковиной», «Удивительная соломка». На занятиях дети учатся работать руками, создавать вещи, необходимые в хозяйстве, много посещают выставок, встречаются с мастерами. Значимой составляющей программы является занятия на природе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очумелые ручки»

  • Автор: Коваленко Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования по ДПИ, руководитель детского объединения «Фантазеры», МАОУ ДО «Центр дополнительного образования им. Б.Б. Протасова», г. Красновишерск
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 1 год (136 час.)
  • Возраст обучающихся: 7–12 лет

Программа направлена на развитие художественного вкуса, творческих способностей средствами ДПИ, а также на развитие мелкой моторики рук, наглядно-образного мышления, репродуктивного воображения ребенка, а также социально-трудовую адаптацию детей с ОВЗ. Программа знакомит с основными понятиями и базовыми формами бумагопластики, пластилинографии и бисероплетения, обучает несложными приемам работы с бумагой, пластилином, бисером.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изостудии «Вдохновение»

  • Авторы: Кулакова Татьяна Владимировна, Каравайкина Лилия Степановна, педагог дополнительного образования, изобразительное искусство, МАУ ДО «Детско-юношеский центр имени Василия Соломина», г. Пермь
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 2 года (72 час.)
  • Возраст обучающихся: 11–14 лет

Формирование у детей с умственной отсталостью умений и навыков рисования через ознакомление с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения; содействие формированию нравственно-эстетической отзывчивости прекрасному и безобразному в жизни и в искусстве. Содержание программы предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (обучающийся — зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (обучающийся — художник). В программе: графика, живопись, виды нетрадиционного рисования, пастель.

Адаптивная программа для детей с ДЦП

  • Автор: Леушканова Анастасия Николаевна, инструктор по физической культуре, МБДОУ Савинский детский сад «Совенок»
  • Направленность программы: социально-педагогическая
  • Срок реализации: 3 года
  • Возраст обучающихся: 4 года

Программа для занятий адаптивной физической культуры детей с ДЦП.

Детство: равные возможности

  • Автор: Менгалиева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования, декоративно-прикладное творчество, МАУ ДО Дом детского творчества «Искорка», г. Чайковский
  • Направленность программы: социально-педагогическая
  • Срок реализации: 4 года, 576 час. (группа), 288 час. (индивидуальные занятия)
  • Возраст обучающихся: 6–14 лет

Программа направлена на социализацию «особых детей». Предполагает решение проблем социальной адаптации детей-инвалидов в среду здоровых детей, активное включение их в ссоциальные и межличностные отношения. Ключевая идея реабилитации заключается в построении разумной перспективы будущей жизнедеятельности ребенка. В зависимости от индивидуальных особенностей и способностей ребенка, состояние его здоровья программа реализуется по двум учебно-тематическим планам (2 и 4 часа в неделю). Форма организации занятий групповая и индивидуальная. Целью программы является создание условий для адаптации «особых» детей в среду детско-взрослой общности посредством развития коммуникативных способностей в процессе овладения различными видами народных ремесел. Осваивая народные ремесла, дети развивают творческие, коммуникативные способности, приобретают нравственные качества личности, самовыражаются и самосовершенствуются, некоторые из них определяются с выбором профессии.

«ФлориЯ»

  • Автор: Наджафова Гюльшен Ингилабкызы, педагог дополнительного образования, МАОУ ДО «Дом детского творчества» СП «Станция юных натуралистов», г. Нытва
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 2 года (144 час.)
  • Возраст обучающихся: 7–15 лет

Программа разработана с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенность программы — соединение экологического образования с творчеством.

Юный корреспондент

  • Автор: Никонова Нина Владимировна, педагог дополнительного образования, объединение «Юный корреспондент», МБУ ДО Ильинский центр внешкольной работы «Мозаика»
  • Направленность программы: социально-педагогическая
  • Срок реализации: 1 год
  • Возраст обучающихся: 12–15 лет

Программа рассчитана на детей с ЗПР. Занятия журналистикой способствуют коммуникации, общению детей. Они включают в себя работу с такими техническими средствами, как фотоаппарат, микрофон, компьютер, мобильный телефон. Обучение использованию этих средств способствует социализации детей с отклонениями в развитии, их медиаобразовании.

«Споем песенку, дружок»

  • Автор: Озорнина Любовь Ивановна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО Центр детского творчества «Мечта», с. Частые
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 2 года
  • Возраст обучающихся: 7–13 лет

Программа нацелена на раскрытие творческого потенциала детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, способствующего их более полной социальной адаптации в современном мире. Программа предназначена для детей с ОВЗ (дети-инвалиды, дети с задержкой психического и физического развития, дети с ослабленным здоровьем). Программа модифицированная, в ее основе лежит программа И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки — праздник каждый день» (2007 год). Набор обучающихся в группы свободный: могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес к данному виду деятельности, независимо от физических данных. Предельная наполняемость группы — 15 человек.

Адаптированная общеобразовательная программа «Игра цветом»

  • Автор: Полущенкова Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования, МАОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества «Звездный», г. Соликамск
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 3 года
  • Возраст обучающихся: 7–18 лет

Обучение детей с ОВЗ по адаптированной общеобразовательной программе «Игра цветом» создает творческое коррекционно-развивающее пространство, благотворно воздействует на общее, интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями, а также является мощным стимулом творческого развития личности.

По ступенькам — в музыку

  • Автор: Пономаренко Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования, фортепиано, МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества», г. Пермь
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 6 лет
  • Возраст обучающихся: 7–21 год

Программа является составной частью целевой комплексной программы «Детство. Равные возможности», адресована детям с ДЦП. Программа направлена на музыкально-эстетическое развитие детей, социальную адаптацию, формирование мотивации к преодолению трудностей, развитие моторики, внимания и памяти. Занятия музыкой обогащают внутренний мир ребенка, способствуют расширению кругозора. Обучающиеся по программе «По ступенькам в музыку» неоднократно становились победителями музыкальных конкурсов, проводимых в ДД(Ю)Т, а также принимали участие и становились победителями различных фестивалей и конкурсов городского и краевого уровней.

Адаптированная общеобразовательная программа «Знакомьтесь — глина»

  • Автор: Пятков Сергей Аркадьевич, педагог дополнительного образования, МАОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Звездный», г. Соликамск
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 72 часа
  • Возраст обучающихся: 6–15 лет

Данная адаптированная программа является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности, нацелена на формирование развивающей среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи. Занимаясь лепкой, дети овладевают полезными техническими навыками, тренируют руку и глаз, расширяют круг знаний о свойствах материалов.

«Занимательный английский»

  • Автор: Пятых Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования, английский язык, МБУ ДО «Дом детского творчества», г. Гремячинск
  • Направленность программы: социально-педагогическая
  • Срок реализации: 5 лет (первый год — 72 час., со второго по пятый год — по 108 час.)
  • Возраст обучающихся: 12–18 лет

Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому английскому языку ребенка-инвалида. Программа способствует развитию способности ребенка к общению на английском языке, формированию познавательного интереса и внутренней потребности в знаниях. Программа содействует приобретению познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных компетентностей, развитию социально значимого комплекса жизненно важных навыков. Краеведческий компонент отражен в следующих темах: «Я живу в Гремячинске», «Мой любимый Пермский край», «Животные нашего края».

«С английским — по жизни»

  • Автор: Пятых Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования, английский язык, МБУ ДО «Дом детского творчества», г. Гремячинск
  • Направленность программы: социально-педагогическая
  • Срок реализации: 1 год (108 час.)
  • Возраст обучающихся: 12–18 лет

Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому ребенка-инвалида. Она нацелена на реализацию потребностей обучающегося в овладении и использовании английского языка и информатики как средств коммуникации в информационной, образовательной и социокультурной областях. Программа дает возможность обучающемуся связать воедино знания и умело использовать их в практической деятельности. Краеведческий компонент заложен в содержание программы. Он отражен в темах: «Мой родной край», «Достопримечательности родного города».

«Цветик-семицветик»

  • Автор: Сазонова Ольга Александровна, педагог дополнительного образования, ИЗОМБУ ДО «Дом детского творчества», г. Гремячинск
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 2 года (первый год — 108 час., второй год — 216 час.)
  • Возраст обучающихся: 8–9 лет

Программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому обучающегося-инвалида. Программа имеет образовательную, художественную и оздоровительную направленность. Она способствует созданию условий, обеспечивающих развитие творческих способностей обучающегося с учетом его возможностей и мотивации. Программа позволяет раскрыть способности, как общую предпосылку творчества, как предпосылку становления и развития творческой личности. Краеведческий компонент отражен в учебно-тематическом планировании.

Здравствуй

  • Автор: Семенова Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Центр детского творчества с. Елово»
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 6 лет (68 час. в год)
  • Возраст обучающихся: 8–13 лет

Программа индивидуальных занятий с ребенком-инвалидом, имеющим умственную отсталость, ДЦП, нарушение развития рук.

Сами

  • Автор: Смирнова Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО Центр детского творчества «Радуга», г. Очер
  • Направленность программы: социально-педагогическая
  • Срок реализации: 3 года
  • Возраст обучающихся: 12–18 лет

Цель программы: освоение подростками основ медийной культуры и творческих форм самореализации в публичном пространстве.

Краеведение и туризм

  • Автор: Старкова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования, объединение «Краеведение и туризм», МБУ ДО Ильинский центр внешкольной работы «Мозаика»
  • Направленность программы: туристско-краеведческая
  • Срок реализации: 2 года
  • Возраст обучающихся: 10–14 лет

Программа рассчитана на детей с ЗПР. Программа является познавательной, развивает интеллектуальные способности, ориентирована на мотивационно-познавательную деятельность, расширяет кругозор. В результате реализации программы у детей: уверенность к себе, самоконтроль, готовность решать вопросы в обстановке, отличной от школьной, персональная ответственность.

Дополнительная общеразвивающая программа «Театральные шумы»

  • Автор: Устинова Марина Андреевна, педагог дополнительного образования, ИЗОМБУ ДО «Центр детского творчества», г. Оса
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 2 года
  • Возраст обучающихся: 9–14 лет

Дополнительная общеразвивающая программа «Театральные шумы» предназначена для детей-инвалидов, имеющих нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих и индивидуальных способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием сценических методов»

  • Автор: Цапик Маргарита Алексеевна. педагог дополнительного образования, театрализованная деятельность, МАУ ДО «Детско-юношеский центр имени Василия Соломина», г. Пермь
  • Направленность программы: художественная
  • Срок реализации: 4 года / 72 час.
  • Возраст обучающихся: 7–16 лет

Основной контингент обучающихся — дети и подростки, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, а также страдающие заболеваниями центральной нервной системы. В ходе реализации программы стимулируется развитие двигательных, речевых, социальных и коммуникативных навыков. В программе: основы сценической речи, актерское мастерство и основы сценической грамоты, ритмопластика, репетиционно-постановочные работы и концертная деятельность.

«Чудо-техника»

  • Автор: Черепанова Елена Львовна, педагог дополнительного образования, МАОУ ДО Центр детского творчества «Кристалл», г. Соликамск
  • Направленность программы: техническая
  • Срок реализации: 36 час.
  • Возраст обучающихся: 7–10 лет

Программа ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья 7—10-летнего возраста. Для творческого развития детей подобраны занятия с ТИКО-конструктором, поскольку они развивают мелкую моторику рук, позволяют корректировать работу с мышечным тонусом кисти рук, развивают творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки.

Дополнительная общеобразовательная программа по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ «Тортила»

  • Автор: Шибинская Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования, адаптивная физическая культура, МБУ ДО Центр дополнительного образования детей «Логос», г. Добрянка
  • Направленность программы: социально-педагогическая
  • Возраст обучающихся: с 4 до 23 лет

Авторская программа «Тортила» реализуется в МБУ ДО «ЦДОД «Логос» с 2004 года. Программа «Тортила» для детей с особенностями развития является частью комплексной программы Центра «Логос» по работе с детьми с ОВЗ. В основе программы лежит идея развития, реабилитации, оздоровления, а также адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания. Основными направлениями программы являются: оздоровление детей, профилактика простудных заболеваний, психологическая реабилитация;·создание условий для социализации и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых детей и в среду сверстников;·работа с родителями детей с целью их ознакомления с правовыми документами и обмена информации по интересующим их проблемам; развитие традиций ЗОЖ.

«Неделя мастеров»

  • Автор: Ярославцева Анна Александровна, учитель коррекционного класса, МБОУ «Перемская основная общеобразовательная школа», Добрянский район
  • Направленность программы: прикладная
  • Срок реализации: 3 недели
  • Возраст обучающихся: 12–14 лет

Программа является практической подготовкой обучающихся класса-комплекта к школьной ярмарке детского творчества. На кратковременных занятиях ученикам покажут, расскажут и научат изготовлению поделок из соленого теста. На примере экспонатов этнографической экспозиции школьного музея покажут изделия из бересты. Расскажут, как заготовить бересту и научат изготавливать свои поделки. Совместно с родителями ученик изготовит своими руками сувениры и примет участие в школьной ярмарке.